Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру

«Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни» — так сказал кто-то очень мудрый. А мы добавим: займись тем, что тебе нравится, там, где тебе будет комфортно работать. Но как понять, где будет лучше — в крупной международной корпорации или в маленьком семейном бизнесе? Очень просто: нужно знать, какой тип компании больше соответствует твоему характеру. Рассказываем.
Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру
Getty images

Международные компании

Больше всего требований к кандидатам предъявляют крупные европейские компании. И образование — высшее качественное, и опыт работы — солидный, и знание иностранных языков — отличное. Но если ты решила, что работа мечты все-таки иностранный холдинг, знай: едва ли не главный критерий здесь — умение общаться. Открытость — отличительная черта европейцев, и не каждый русский способен ее продемонстрировать. Сотрудник должен быть максимально настроен на искренний диалог. На собеседовании особое внимание обращают на то, как реагирует человек на вопросы — не ставят ли они его в тупик. И ожидают адекватных честных ответов, позитивных рассуждений, а не пауз и ступора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие путают понятие открытости и легкости с вольным стилем. В английском языке нет слова «вы», манера общения европейцев действительно более свободная. И именно благодаря этому нюансу можно выяснить, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу. Несмотря ни на что, необходимо соблюдать жесткие правила субординации и бизнес-этикета. Когда сотрудник выходит на работу, в первый же день ему могут сказать: «Мы обращаемся на "ты"». Многие это знают и начинают «тыкать» еще на этапе собеседования. Но, так как в русском языке слово «вы» все же есть, считается недопустимым делать это раньше, чем предложат. В общении нужно соблюдать грань между легкостью и панибратством.

Еще один немаловажный момент: крупные международные компании требуют от сотрудника высокой оперативности, легкости в работе. Интервьюеры постараются понять, насколько ты склонна к бюрократическому принципу ведения дел. Такой подход довольно распространен в российских компаниях, но в западных недопустим. Если у соискателя проскакивают фразы вроде: «Я ждал, пока мне подадут заявку» — высоки шансы, что ему откажут. Излишняя тяга к отчетности в данном случае большой минус.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа в западной компании больше подходит людям с развитой детской частью личности: это умение открыто и позитивно смотреть в глаза окружающим — независимо от того, улыбаются они тебе в ответ или нет. Многие склонны быстро терять уверенность в себе и замыкаться, если при диалоге возникают проблемы. А «дети» способны решать все вопросы с искренней улыбкой. Ведь в английском языке не принято на вопрос: «как дела?» отвечать: «плохо». Поэтому если такое правило вызывает у тебя недоумение, работать в иностранной компании тебе, скорее всего, будет непросто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российские компании

В последнее время в крупных российских компаниях тоже начали формировать типично западные требования к сотрудникам. В основном потому, что на места прежних управленцев, впитавших старую школу госпредприятий, приглашают молодых людей, недавно закончивших вуз, успевших получить степень MBA и даже пройти стажировки в Европе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, однако, менталитет дает о себе знать: российские компании часто ценят в работниках скрупулезность, терпеливость, спокойствие и... скромность. Дело в том, что принятие решений здесь занимает много времени. Каждый шаг надо согласовывать с различными подразделениями. Поэтому специалисту лучше быть готовым к монотонности в работе. Соискатель должен понимать: ему придется решать массу оргвопросов. При этом не принято оставаться на рабочем месте по окончании трудового дня. Чтобы все успеть, придется строго планировать не только день, но и всю неделю.

Многих такая консервативная система раздражает — кажется, будто тебе подрезают крылья, мешают оперативно работать. К тому же тебя может обидеть подход к сотрудникам по принципу «незаменимых нет». Здесь ты — часть механизма, набор функций. Человеку, привыкшему решать миллион дел одновременно, сосредоточенному на своей личности, придется непросто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в стремлении к оперативности, скорости и драйву нет ничего плохого. Так же, как и в скрупулезности и педантичности. Но все люди непохожи: в ком-то сочетается все и сразу, а в другом существенно перевешивает что-то одно. И в разных компаниях ценятся иногда совершенно противоположные качества. Когда мы говорим про любовь к педантичности, подразумеваем, что она присуща каждому — все хотят чувствовать стабильность и защищенность. Но это поверхностное определение. По‑настоящему педантичный человек привык все в жизни раскладывать по полочкам, в деталях продумывать предстоящие дела, даже составлять списки вещей — например, прежде чем начать собирать чемоданы в отпуск. Тот, кто с удовольствием следует четкому распорядку дня и настороженно относится ко всему новому, будет вполне комфортно чувствовать себя в такого типа компании. А любителям новизны и драйва удастся работать здесь только при условии, что есть терпение. Если нет — лучше и не пытаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крупные и средние компании

В крупных компаниях работа всех сотрудников обозначена четкими рамками: знаешь, за что отвечаешь, и действуешь строго по заданному курсу. С этим все более-менее понятно, и если ты — такой человек, то тебе самое место в крупной корпорации. В средних фирмах функционал более неопределенный. Поэтому в них работодатели ставят на первый план универсальность предполагаемого кандидата, его гибкость. Здесь нет большого штата, а значит, у каждого сотрудника широкий функционал, ему часто приходится выходить за рамки своих прямых обязанностей. Причем нередко успешность выполнения задач зависит от того, насколько человек готов взять на себя ответственность, проявить инициативу. Подобных работодателей всегда интересует, насколько широк был твой спектр деятельности на предыдущем месте, приходилось ли тебе помогать другим отделам и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть отличные профессионалы, но по натуре — одиночки, привыкшие вести свои проекты самостоятельно. И такого же отношения к работе ждут от других, считают это единственно нормальным способом деятельности. Если ты привыкла выполнять свою работу сама, даже при условии, что ради этого приходится вести переговоры, едва выйдя из-под наркоза после операции, в средней компании тебе придется несладко. «Единоличник» может быть незаменим в крупной корпорации или успешен как руководитель частного бизнеса. Но если тебе нравится работать сообща, подхватывать чужие дела, чтобы получить новый опыт или разнообразить будни, если в тебе развито чувство поддержки и, что главное, — любопытство, тебе лучше обратить свое внимание на компанию поменьше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Небольшие компании

В критериях отбора сотрудников для небольших частных компаний на первый план выходит не просто коммуникабельность и гибкость, а способность стать членом семьи. Эффективно работать здесь можно только в слаженной команде, нацеленной на результат. Если кто-то выбивается из общей струи, это неизменно отрицательно сказывается на всем бизнесе. Поэтому на собеседовании тебя наверняка спросят, чем ты живешь, какие у тебя планы на будущее. И проверят, совпадает ли все это с идеями и перспективами команды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С одной стороны, работа «в семье» — звучит привлекательно. Но если ты привыкла четко разделять личную жизнь и рабочее время, такая обстановка может оказаться для тебя довольно неприятной. Здесь, в отличие от крупной компании, нужно в буквальном смысле жить выполняемыми обязанностями, а также бедами и радостями как самой компании, так и коллег. Если ты в принципе с трудом сближаешься с людьми (не сходишься, а именно сближаешься — пускаешь в свою душу), будет сложно работать там, где все друг другу «братья и сестры». Для комфорта в небольшой частной компании человек должен быть очень открытым, умеющим сопереживать, разделять эмоции ближнего. И если возникает вопрос: «Почему я должна сочувствовать чужому мне человеку и предлагать свою помощь?» - увы, придется очень непросто.

Текст: Екатерина Бабкова