Как работают законы?
Закон Паркинсона
Сирил Норткот Паркинсон первым озвучил то, о чем многие догадывались, но молчали: «Работа занимает ровно столько времени, сколько на нее отпущено». С тех пор прошло более полувека, а ненормированный рабочий день и ныне там.
Как это работает
Закон Паркинсона знаком всем, кто хотя бы раз наводил в доме идеальный порядок за пару часов до прихода гостей (в то время как субботняя уборка того же пространства обычно занимает целый день). А еще время, которое ты тратишь на то, чтобы собраться на работу или свидание, способно самым удивительным образом сжиматься и растягиваться от 15 минут до нескольких часов. Как говорил Паркинсон: «Если бабушка может писать письмо племяннице год, то она и будет писать его год». В общем, время как зарплата: сколько дают, столько и потратишь.
В твою пользу
Прежде чем приступить к выполнению какой-либо задачи, поставь перед собой четкие рамки и укрепи их помощью извне: например, назначь встречу с подругой на определенное время, это подстегнет тебя в срок завершить начатую работу.
Чем больше ты делаешь, тем больше успеваешь; одно дело подталкивает другое, и ты сама не замечаешь, как за один хорошо спланированный день выполняешь больше дел, чем за всю «ленивую» неделю.
Понятие растяжимое
Если вопрос о повышении зарплаты босс уклончиво предлагает обсудить через полгода, а женатый поклонник обещает развестись, как только его пятилетний сын окончит школу, есть большая вероятность, что старик Паркинсон в очередной раз прав: «Отсрочка – самая надежная форма отказа».
Закон Мерфи
Мерфи считал: «Если существует вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдет».
Как это работает
Классический пример этого закона – на экзамене тебе попадается именно тот вопрос, к которому ты не готовилась. Или начальник вызывает тебя на срочное совещание в тот момент, когда ты незаметно отлучилась из офиса «всего на полчасика».
В твою пользу
Старайся просчитывать последствия своих действий хотя бы на шаг вперед и представляй наихудший сценарий. Ты готова к такому варианту? Если нет, срочно меняй план действий или устраняй его слабые места.
Если бутерброд все же упал маслом вниз, подумай, как сделать другой, а не горюй о том, чего уже не вернешь.
Закон Парето
Экономист Вильфредо Парето в 1897 году выяснил, что 20% усилий дают 80% результата. То есть лишь часть действий приводит к чему-то важному, все остальные – пустая трата времени.
Как это работает
Представь продавца воздушных шариков, у которого в ассортименте два цвета – желтый и зеленый, по одной и той же цене. Если он надул два желтых шарика и восемь зеленых, а купили у него только желтые, это и есть закон Парето в действии.
В твою пользу
Научись расставлять приоритеты и выделять наиболее важные дела, которые помогут тебе достигнуть желаемого результата.
Определи свои «счастливые» часы, когда ты работаешь наиболее продуктивно, или установи на компьютере программу учета времени, чтобы в конце дня точно знать, на что ты потратила каждую минуту.
Эффект Даннинга-Крюгера
В 2000 году Даннинг и Крюгер удостоились Шнобелевской премии за выдвинутую ими теорию: чем ниже уровень квалификации человека, тем выше его самооценка.
Как это работает
Скромные гении (или просто хорошие специалисты) чаще отсиживаются в тихом углу, в то время как уверенные в себе выскочки правят бал, несмотря на отсутствие необходимых знаний и квалификации. Как следствие, более компетентные люди склонны занижать свои способности.
В твою пользу
Если ты сомневаешься в собственных знаниях, обратись за профессиональной оценкой: например, пройди тестирование на уровень знания иностранного языка или прими участие в профильном конкурсе.
Попробуй найти стажировку (пусть и неоплачиваемую) в той сфере, в которой мечтаешь работать, это даст тебе возможность применить свои знания на практике и почувствовать себя увереннее.
Принцип Питера
Доктор педагогических наук Лоуренс Питер считал, что любой работник продвигается по карьерной лестнице вплоть до уровня своей некомпетентности. То есть в конце концов даже самые талантливые и инициативные сотрудники могут дорасти до должности, которая им не по зубам.
Как это работает
В большинстве крупных компаний есть негласное правило – продвигать на освободившиеся позиции своих людей, такая модель американской мечты в действии. Но далеко не каждый способный кассир может стать хорошим главным бухгалтером. Достигнув точки своей некомпетентности, некоторые работники начинают имитировать активную деятельность, пытаясь доказать себе и окружающим собственную значимость. (Вот откуда берутся эти бессмысленные многочасовые совещания и требования никому ненужных отчетов на 100 страниц!)
В твою пользу
Помни: вакансии появляются в любой фирме, даже если они и не попадают в открытый доступ, поэтому не стесняйся рассылать резюме «вхолодную» с четкой аргументацией того, почему именно твоя кандидатура подходит на ту или иную должность.
Если ты поняла, что достигла потолка в своей компании, задумайся о смене места работы.
Законы изучала Юлия Гармашова