Как построить бизнес на хобби?

VOICEpolitan поговорил с CEO единого фитнес-абонемента FITMOST Александрой Герасимовой о том, как 23-летней девушке организовать популярный ИТ-проект и можно ли построить бизнес на собственном хобби.
Как построить бизнес на хобби?

Александра, почему вы выбрали такое направление деятельности? Как вы оказались в IT?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 22 года я была руководителем проекта PETDOCTOR, который позволяет записывать домашних животных на прием к ветеринару в любую из ветклиник-партнеров. Под моим руководством было запущено еще одно направление — телемедицина для животных. К тому моменту уже было очевидно, что бизнес уходит в digital, на примере PETDOCTOR я смогла «пощупать» этот процесс сама. Не оцифрованных ниш оставалось еще очень много. Фитнес-индустрия была одной из них.

А сами вы занимаетесь спортом?

Да, это мой стиль жизни. Я долгое время занималась тхэквондо. Конечно, у меня в «рационе» есть и йога, и бег, и HIIT (высокоинтенсивные интервальные тренировки). Это и послужило причиной основания компании — желание совместить увлечение и работу. Хотелось создать продукт, который бы, с одной стороны, сделал спорт популярнее, снял многие барьеры, которые мешают людям начать заниматься, а с другой стороны, был бы цифровым и благодаря этому помогал студиям и фитнес-клубам выйти на широкую аудиторию и внедрить новый формат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему вы считали, что фитнесу нужен этот новый формат?

В очередной раз собираясь купить абонемент, я поняла, что в интернете можно найти все, если это не информация о стоимости абонементов в клуб или хорошая карта мест с подлинными отзывами. Очень многие студии и школы не указывали на своих сайтах стоимость занятий, а предлагали оставить заявку на общение с менеджером. Не вдохновляла и необходимость покупать абонемент на год. Я могу переехать, сменить увлечение, передумать или просто мне надоест, тогда, получается, большая часть абонемента может просто пропасть. Честно говоря, я не очень верю, что этот формат подходит для поколения миллениалов, которые более рационально подходят к своим покупкам и меньше готовы на такие долгосрочные обязательства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Захотелось что-то изменить?

Конечно! Digital-революция, охватившая почти все сферы жизни от такси до еды, тогда еще совершенно не затронула спорт. Для современного жителя большого города важны мобильность, легкость, новые впечатления и поддержание себя в тонусе. Поэтому диджитализация спорта должна была стать следующим этапом. Мне кажется — это удобно, когда я думаю не о том, как мне подстроиться под расписание клуба, а подстраиваю тренировки под свое расписание, узнавая, например, где рядом есть йога в гамаках в 18:00. А когда мы начинали это было нереально — большое количество занятий и расписаний велись и обновлялись через паблики во «ВКонтакте», и не было ни одного места, где была бы собрана вся актуальная информация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение проблем возникло в голове в один момент? Осенило?

Сначала мы вообще смотрели, как можно объединить интернет и спорт. Изучали и придумывали много форматов, но сложно было найти такой, который бы действительно помог решить проблемы и тех, кто хочет заниматься, и тех, кто работает в сфере фитнеса. Идея единого фитнес-абонемента родилась сама собой. Нам было важно разработать бизнес-модель, которая подошла бы к российскому рынку. Мы стали изучать похожие зарубежные проекты, ездили в Америку. Сами разработали IT-платформу. И, наконец, в 2016 году запустили FITMOST — единый фитнес-абонемент.

Александра Герасимова
Александра Герасимова

За два года сервис быстро набрал популярность. В чем секрет?

Проект принципиально меняет отношение к фитнесу и спорту. Наши клиенты — это люди, которые хотят найти себя в спорте и получать от него удовольствие. Мы не ориентируемся на «фитоняш», а работаем с обычными людьми, продвигая сам процесс занятий спортом: можно выбирать разные тренировки, органично вписывая их в свой повседневный график, и при этом быть счастливым. Наша модель построена на этом: сегодня можно сходить на растяжку или бокс, а завтра попрыгать на батуте.

Ваши клиенты — это новички в фитнесе?

Тут очень по-разному. Есть немало тех, кто только начинает заниматься и хочет найти себя в спорте, понять, какие тренировки и направления нравятся. Хотя сейчас уже у нас много ребят, которые ходят по FITMOST больше года. Есть и те, кому надоели какие-то тренировки, и они приходят к нам, чтобы найти новое увлечение. Особенно здорово, что мы объединяем людей с совершенно разными целями на одной площадке: кто-то пользуется абонементом, чтобы сесть на шпагат, кто-то «убрать оливье» после нового года, кто-то готовится к соревнованиям или даже восхождениям в горы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как не потеряться в 700 студиях, которые доступны на сайте?

Мы разработали удобный функционал, где с помощью фильтров можно выбрать, куда пойти: по месту, времени, виду занятия. Поэтому можно достаточно быстро найти, где и когда проходит кроссфит или бокс. Также мы регулярно делаем тематические подборки в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Когда спрашиваем наших клиентов, в какие студии они ходят, то многие говорят, что доверяют нашим рекомендациям и пробуют те, о которых мы рассказываем.

Получается, купив один раз абонемент, человек может без ограничений ходить куда угодно?

Да, все верно. Пользователи абонемента FITMOST получают доступ в сотни спортивных пространств. В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи стоимость 3990 рублей в месяц, а в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани – 2490 рублей в месяц. Сейчас у нас всего более 700 партнеров, это как традиционные фитнес-клубы и студии с тренажерными залами, йогой и танцами, так и уникальные места вроде школы прыжков в воду или клуба фехтования для любителей. Каждый месяц у нас сейчас добавляется до 50 новых мест, поэтому это еще и абонемент, предложение по которому растет каждый день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С какими трудностями вам приходится сталкиваться?

Сегодня нам проще искать партнеров: как спортивных, так и маркетинговых, потому что нас уже знают. Если раньше нам приходилось каждой студии и фитнес-клубу доказывать нашу полезность, то сегодня мы получаем более 20 входящих заявок в месяц. А так наш основной враг – «не пробовал, но осуждаю». Люди боятся пользоваться чем-то новым и относятся с настороженностью, поэтому наша основная задача — дать возможность попробовать и убедиться, что это удобно.

Чем вы гордитесь сегодня?

Стремительным ростом нашего проекта. Через FITMOST за два с половиной года было совершено более 180 000 записей на тренировки. Растет и наша география. Сегодня это шесть городов, но скоро запускаемся еще в нескольких. Нашими партнерами регулярно становятся новые студии и фитнес-пространства, с которыми мы дружим и устраиваем невероятные мероприятия, например, йога на Парящем мосту в Зарядье и на смотровой площадке Останкинской телебашни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А также, что мы не останавливаемся и в ноябре 2018 года запустили новый проект KIDMOST — детский абонемент в творческие кружки, спортивные секции и развивающие студии. По абонементу ребенок может посещать балет, танцы, гимнастику, батутные центры, картинг, готовиться к ЕГЭ, изучать робототехнику, иностранные языки, шахматы. Так что будем воспитывать целые поколения Фитмостеров и Кидмостеров :)