Как найти и развить концепт бизнеса, который может принести прибыль?
Открыть свое дело проще, чем ты думаешь. Особенно если ты живешь в Москве и в твоем городе готовы поддерживать малое предпринимательство. Государство дает разные возможности и «плюшки» начинающим бизнесменам, но мало кто о них знает. Исправляем ситуацию! И вместе с экспертами MBM.MOS (ГБУ «Малый бизнес Москвы») рассказываем, на какую помощь правительства ты можешь рассчитывать на каждой стадии развития своего дела.
Первый этап. Ищем идею
Есть как минимум три способа найти концепцию, которая выстрелит. Первый — развить бизнес из того, что тебя вдохновляет и чем ты можешь заниматься часами. Обычно это хобби или уже приносящая тебе доход профессия.
Например, Дарья Деткина, выпускница Стартап-школы МБМ, училась на дизайнера обуви, работала креативным директором на обувном производстве, а в 2017 году наконец оформила ИП, студию пошива обуви на заказ. «В Стартап-школе я узнала, как строить бизнес-модель и формулировать уникальное торговое предложение, определять целевую аудиторию и "упаковывать" продукт. Знания про юридические формы работы предпринимателя тоже оказались очень полезными. Жалею, что попала на обучение уже после открытия бизнеса. В самом начале у меня ушло очень много времени на понимание всех деталей, а в Школе объяснили быстро и доходчиво», — рассказывает Дарья.
Второй способ — найти идею, которая не оставляет тебя равнодушной, потому что ты сама однажды пыталась решить подобную проблему, но не нашла готового решения. Надежда Пак, которая работала юристом в компании Lotte, и ее муж Александр Брайловский очень любили путешествовать и вкусно есть, но не нашли в Москве места, где бы подавали не только вегетарианскую, но и острую азиатскую кухню, а все напитки были сделаны без химикатов. В итоге они открыли кафе здорового питания «Рецептор». Сегодня это уже не один ресторан, а сеть из шести заведений, причем в таком расширении бизнес-паре помог Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Москвы. Оказалось, что, когда ты горишь своим делом, возможности найдутся!
Третий способ — отыскать идею аналитическим способом. Проанализировать рынки, причем как зрелые, так и только зарождающиеся, оценить плотность конкуренции в них, подумать, что необычного ты можешь предложить клиентам. Например, рынок клининговых услуг как раз на стадии активного развития, и есть смысл внимательнее к нему присмотреться. Растет интерес горожан и туристов к крутым экскурсиям, никуда не исчезает потребность в салонах красоты. Это лишь одни из самых очевидных идей. Если присмотришься к жизни простых людей, наверняка найдешь нечто необычное.
Второй этап. Проверяем идею на жизнеспособность
Правда жизни: если тебе что-то нравится, это вовсе не значит, что оно нравится многим людям. А в прибыльном бизнесе без этого никуда. Так что если ты хочешь не просто заниматься любимым делом с повышенными рисками, но и получать хороший доход, придется проверять идею на жизнеспособность. И не только в самом начале, а регулярно.
Для начала собери все возможные цифры, которые найдешь про свою сферу. Сколько компаний занимаются тем же, что и ты (ну, пока не ты, но в будущем ты)? Насколько они большие? Если маленькие, то почему? Если крупные, то сколько лет находятся на рынке? Сколько людей могут интересоваться этим продуктом или сталкиваются с проблемой, которую ты собираешься решить своим бизнесом? Сколько люди готовы заплатить за решение этой проблемы? А сколько реально платят?
Вряд ли ты найдешь такие данные, так что, возможно, придется создать опрос (подойдут Google или «Яндекс-формы») и попросить друзей в соцсетях пройти его самим и распространить как можно шире. Важно, чтобы аудитория подобралась как можно более разнообразной и далекой от тебя, иначе ты получишь результаты бизнеса «для своих друзей».
Когда соберешь цифры, честно прикинь — сможешь ли ты обеспечить желаемый уровень доходов? Если сейчас приукрасить данные, в будущем это может стоить тебе много-много денег.
Если бизнес выглядит потенциально прибыльным, составь финансовую модель. Она позволяет сравнить ожидаемые доходы с расходами (как постоянными, так и переменными), прикинуть примерную прибыль — валовую и операционную — и понять, что из этого у тебя останется после уплаты налогов и других обязательных платежей. Еще будет полезно посмотреть на свою будущую компанию глазами инвестора, например, на мастер-классе о том, как привлечь инвестиции в стартап. Он состоится 29 октября в Центре услуг для бизнеса ВАО[1].
Иногда предварительные расчеты показывают, что «экономика не сходится»: бизнес теряет смысл, потому что превращается в благотворительность. Но это решаемо. Любую хорошую идею можно доработать, упростить или перевести на MVP — минимально жизнеспособную версию. Подробнее о финансовой модели ты можешь узнать на интенсивах в Стартап-школе МБМ, которые стартуют почти каждую неделю, или в Онлайн-академии МБМ. В ее программе — 28 курсов и аж 138 видеоуроков, а среди преподавателей — бизнес-тренеры «Роснефти» и других известных компаний. Ну или хотя бы сходи на двухчасовой мастер-класс «Стартап: начинаем свой бизнес» 30 октября.