Как начать разбираться в современном искусстве (и заработать на нем)?
Какое образование нужно получить, чтобы работать управленцем в сфере культуры и искусства?
У меня несколько образований: экономист и маркетолог. Впоследствии получила специализацию «Арт-менеджмент и галерейных бизнес» в RMA school и Московской Школе Управления Сколково. И, конечно же, искренняя любовь и увлеченность искусством и ориентированность на результат в такой необычной для бизнеса отрасли — необходимый ингредиент мотивации. Опыт, полученный в крупных международных компаниях, и наличие собственного бизнеса позволили мне организовать несколько успешных проектов в арт-индустрии.
Можно пойти дальше. К примеру, получить искусствоведческое образование в МГУ либо при Строгановке, Глазуновке. У меня путь накопления информации ещё не пройдён, и, как правило, это непрекращающаяся история, ты должен постоянно изучать и открывать для себя новые пласты. Образование для меня в каждом дне. Остановится невозможно столько всего.
Как развить вкус и начать разбираться в современном искусстве?
Полезно тренировать глаз — развивать насмотренность, чем больше — тем лучше. Останавливаться нельзя. Чем большее количество музеев, галерей, выставочных проектов, произведений вы увидите, тем лучше. Многообразие форм искусства и появление относительности позволит сформировать личные предпочтения и вкус. Также очень важно получение знаний: лекций по истории искусству разных периодов (древней Греции и Рима, Европы, Индии и т. д.). В детстве такие лекции слушаются как сказки, как путешествие в далекие миры. Это невероятно увлекательное путешествие в мир истории и культуры... Возможно для меня так было. А сейчас возможность черпать информацию и расширять эрудированность можно как в арт-кластерах: «Гараж», «Винзавод» и прочие — так и на онлайн-курсах. Обязательны к изучению и посещению арт-ярмарки: Art Basel в Базеле, в Майями, в Гонконге, Frieze в Лондоне, Arco Madrid, Венецианское биеннале, Cosmoscow в Москве. Это позволит в кратчайшие сроки погрузиться в мир современного искусства, почувствовать фактуру и в конечном счёте начать разбираться.
На какие мировые современные галереи и галеристов вы ориентировались, начиная свое дело?
Перед тем как открыть галерею, я проводила исследование и мониторинг ар-рынка, в частности галерей. И, конечно же, все образы респектабельных галерей Нью Йорка, Амстердама, Майями, Парижа, Лондона Мадрида, Москвы сидели крепко в голове, и хотелось почерпнуть самое лучшее. Такие крупные Галереи, как Marlboro, Гагасян, MAMM, Гари Татинцяна и другие.
Какие трудности оказались самыми тяжелыми (финансовые, проблема нехватки опыта или авторитета, трудно найти ответственных партнеров ли подрядчиков, и т.д.)?
В начале казалось сложным все, но, к счастью, недолго. Терпение, труд и увлечённость стали хорошими помощниками.
Единственной проблемой была ограниченность суток — всего лишь 24 часа. Времени не хватало катастрофически и, как следствие, энергии. Ведь помимо проектов, которые запускать один за другим, есть и семья, и мой сын. И все это приходилось активно совмещать. Ограниченность бюджета и его оптимизация также накладывают отпечаток на процесс и включают креатив с неслыханной мощностью. Ты обязан брать обязанности и ответственность по многим позициям на себя, налаживать связи с подрядчиками, клиентами, заказчиками, дизайнерами и т.д. В кратчайшие сроки удалось собрать крепкую команду единомышленников: партнеров по проекту, искусствоведов, смотрителей залов, профессиональных развесчиков, бухгалтера, Smm-менеджера, контент-менеджера, галеристов и, конечно же, большое количество русских и зарубежных авторов. Благодаря прозрачным и понятным условия нам удалось в кратчайшие сроки заработать репутацию, которой мы очень дорожим. Наше имя и желание следовать миссии приносит свои плоды — у нас огромный пул авторов, произведений искусства, выставочных проектов и, конечно же, репутация.
Какого искусства сейчас не хватает в российских мегаполисах и в какой сфере можно достичь успеха?
Согласно последним данным, в России искусство как отрасль — зарождающаяся. У нас очень малое количество галерей по сравнению с другими городами мира. Нам есть куда расти.
Русское искусство уже вышло на мировой арт-рынок и представляет собою только очень малую часть того огромного художественного богатства, которым мы в действительности располагаем. Только первоначальная цена накопленных на территории России и не введенных в экономический оборот ценностей искусства составляет, по минимальной оценке экспертов, около $30 миллиардов. Количество до сих пор не «открытых» блестящих авторов и произведений, относящихся к началу и середине XX века, в России сегодня больше, чем где-либо еще, и это искусство одной только первой половины прошлого века. И главная причина отсутствия всего этого богатства на мировом арт-рынке заключается только в том, что сегодняшняя Россия, имеющая великую культуру и огромное количество произведений искусства на своей территории, является единственной в мире крупной державой, оценка и переоценка художественных ценностей которой происходит за ее границами и без ее участия. Другими словами, все дело в том, что у нас нет собственного сколько-нибудь развитого национального арт-рынка. А без такого рынка ни одна страна не может рассчитывать на серьезное участие в мировом обороте произведений искусства. Поэтому и выход из кризисной ситуации, в которой находится сегодня наше изобразительное искусство, может быть только один — в создании в России цивилизованного национального арт-рынка.
Искусство в России, и тем более в мегаполисах, представлено в незначительном объёме. В дополнение я бы сказала, что в текущих экономических условиях Public art и проект Pop Up Museum показал, что искусство возможно интегрировать в общественное пространство очень даже гармонично и с пользой для разных участников: зрителя, автора, самой площадки.
Мне кажется, нам не хватает современного и молодого искусства, интегрированного в общественные пространства и нашу повседневную жизнь. Я не привязываюсь к стилям... Искусство разное и несет в себе огромное количество посланий и смыслов. У нас огромное количество талантливых авторов, которым необходима помощь и поддержка. И, мне кажется, было бы замечательным продвигать историю с Public Art в мегаполисы России. Нам действительно есть чем гордиться. И вместо классических памятников, отражающих былые эпохи, почему бы не впустить свежий и креативный воздух современного искусства, тем самым давая импульс к развитию и поддержке молодых талантов.
Узнать больше о Nikolskaya Gallery можно по ссылке