Как контролировать свои эмоции

Сохранять невозмутимость на работе под силу не многим, ведь наши будни полны побед и поражений, удач и разочарований.
Как контролировать свои эмоции

Сохранять невозмутимость на работе под силу не многим, ведь наши будни полны побед и поражений, удач и разочарований. И от того, как мы на них реагируем, зависит не только успешность карьеры, но и наше психологическое благополучие. Оказывается, контролировать эмоции совсем не так сложно, как это иногда кажется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сколько раз с тобой случалось такое – расплачешься на работе из-за крика начальницы, поспоришь с коллегами и разъяренная выскочишь из комнаты, громко хлопнув дверью? Наверняка не однажды. В какой-то момент мы уже не сдерживаем себя и даем волю эмоциям. А ведь время от времени бьющий через край негатив может не только серьезно осложнить мирное существование в коллективе, но и в конце концов привести к расставанию с ним. Затмевающие разум гнев, слезы, крики, пресловутое хлопанье дверьми – все это портит нам карьеру, настроение и, если вдуматься, отравляет жизнь в целом. Но, даже понимая пагубность несдержанности, мы чаще всего не в силах с нею совладать, ведь эмоции у большинства из нас «бегут» на несколько шагов впереди. Отплакавшись или откричавшись, мы осознаем: были неправы, и вместо облегчения, наоборот, лишь усугубили стресс и нажили новые неприятности. Конечно, тут же обещаем себе, что больше такого никогда не сделаем, но буквально через пару дней все повторяется снова и снова. Как же быть? «Вы удивитесь, насколько на самом деле это просто – научиться контролировать проявление негативных эмоций на рабочем месте, – говорит психолог-эксперт, специалист в области рекрутинга и адаптации персонала Владимир Щепилов. – Со столь серьезной и, казалось, нерешаемой проблемой можно успешно справиться при помощи нескольких несложных приемов психологической саморегуляции, которым легко, а главное, совершенно необходимо научиться каждому из нас». Давай попробуем!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слезы – стоп!

«Я уже совершенно измучилась, у меня постоянно глаза на мокром месте, – рассказывает сотрудница секретариата крупной компании Марина (25), – раньше со мной такого не было, но вот уже почти полгода не проходит и дня, чтобы не выскочила на всех парах из комнаты в туалет, где никто не увидит, что опять плачу. Но на самом деле все знают – у нас большой коллектив, ничего не утаишь, и, по слухам, в офисе меня за глаза уже прозвали Плаксой. Слезы на работе – очень распространенная, типично женская проблема, справиться с которой порой куда сложнее, чем с годовым отчетом или срочным бизнес-проектом. "Слезы никогда не возникают на пустом месте. Даже если ты плачешь вроде бы все время по разным поводам, искренне полагая: сегодня это произошло из-за грубого слова начальницы, а вчера – компьютер не сохранил важный документ, над которым работала целый день, – объясняет Владимир Щепилов. – На самом деле причина твоих слез одна. Чрезвычайно важно ее найти и по возможности устранить". Осознание истинных причин поможет справиться с ситуацией. Когда Ира подробно рассказала психологу о тех изменениях, которые произошли в их офисе в последнее время, стало ясно: главная причина ее излишней эмоциональности – банальное переутомление и, как следствие, постоянный стресс. "Полгода назад у нас сильно сократили штат, на меня взвалили двойной объем работы. Я с огромным трудом справляюсь со всеми делами, постоянно засиживаюсь допоздна, вечно переживаю, что могу не успеть к нужному сроку", – делится Ирина. "Будучи сильно завалена работой, девушка, очень ответственная, сама того не осознавая, находится на грани нервного срыва, и несдерживаемые слезы по любому поводу – очень тревожный звоночек. Ей необходимо обсудить ситуацию с начальством и разумно снизить рабочую нагрузку, – ком-ментирует Владимир Щепилов. – Что же касается "быстрых приемов", вот они. Если чувствуешь: слезы на подходе, главное – не дать себе погрузиться в переживание происходящего. Начни дышать чуть быстрее обычного, но не глубоко: подобное дыхание раскрывает эмоции и чувства, а поверхностное, наоборот, ослабляет их, что и необходимо в данном случае. Если под рукой чашка с чаем или водой – выпей ее содержимое маленькими глотками, считая каждый. И погрузись в выполнение какого-либо дела, только такого, которое никак не связано с расстроившей тебя ситуацией".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говори тише

«Нет, правда, ну иногда просто нет сил – как можно так тупить? – восклицает турменеджер Люда (34). – Я все понимаю, люди не обязаны разбираться в чартерных рейсах, но анкету-то обычную можно правильно заполнить?!» – Людмила уже почти кричит. Ее проблема в корне отличается от Ириной – у Люды нет перегруза, ее никто не обижает и не третирует. Умная, организованная, очень спорая в делах, она реально рискует лишиться любимой работы из-за несдержанности: Людмила регулярно конфликтует с клиентами агентства. На нее пишут жалобы, и начальница уже недвусмысленно заявила: «Не прекратишь скандалить с посетителями – уволю». «Гнев очень часто заставляет нас повышать голос, делает резкими, грубыми, что совершенно недопустимо ни в рабочей, ни в частной жизни. И уж особенно неуместно такое поведение с людьми, от которых напрямую зависит успешность работы, – считает Владимир Щепилов. – А поскольку проблема Люды кроется в несдержанности, ей в первую очередь нужно научиться уважать клиентов. У каждого человека своя скорость восприятия и обработки информации, да и разный интеллектуальный уровень. Если ты не готова с этим мириться и относиться к подобному терпимо – не следует работать с людьми. В качестве "неотложной помощи" Людмиле можно посоветовать: когда чувствуешь, что "закипаешь" на рабочем месте, быстро выйди из комнаты и разрядись подальше от чужих глаз. Гнев – "высококалорийная" эмоция, поэтому физическая активность эффективна для ее регуляции. Так что, если есть возможность, поднимись по лестнице на три-четыре этажа, попрыгай на одной ноге, сделай несколько приседаний. На худой конец быстро пройдись по коридору. Замени гнев движением».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внимание на себя

История Аси (21), персонального ассистента руководителя небольшого продюсерского центра радует завершенностью – причем со счастливым концом. «Я пришла на эту работу сразу после школы, и меня очень увлекла творческая атмосфера в нашей компании, легкость взаимоотношений коллег, – рассказывает Ася. – Независимо от возраста и должности мы все обращаемся друг к другу по именам. Поначалу это очень нравилось, но быстро выяснилось, что у неформальности есть и минусы. Мой начальник Игорь вообще не сдерживался в отношении меня – когда попадалась под руку, мог на-орать, чтобы "спустить пар", если у него не заладился день. Начинались какие-то надуманные придирки, он по нескольку раз менял указания, а потом ругался, что я никак не могу понять его требований». В итоге Ася испытала эмоциональный негатив по полной программе. Причем, не имея возможнoсти выплеснуть раздражение на его источник – начальника, девушка приходила домой и отрывалась на родных, доставая по любому поводу родителей и брата. Со временем, освоившись на работе, Ася перестала сдерживаться и на глазах коллег демонстративно хлопала дверью, бросала папки с документами на стол начальника, фыркала, закатывала глаза, когда он поручал ей какое-нибудь дело. «Знаете, я просто осмелела, поняла, что меня никто не уволит, вот и стала вести себя примерно так, как и мой шеф, – говорит Ася, – но, странное дело, это ничего не изменило: Игорь словно бы и не замечал моего явно вызывающего поведения. Видимо, я просто стала такой же, как он. Работе эти "взрывы" никак не мешали, зато стали очень плохо сказываться на личной жизни. Привычка бурно выражать гнев так прочно вошла в мой быт, что я поняла: еще чуть-чуть и просто останусь без друзей». Осознав проблему, Ася принялась искать выход – наилучшим оказался короткий психологический тренинг по управлению эмоциями. «Мне очень помогли эти занятия, хотя их и было совсем не много. Я отстранилась от ситуации и поняла, что шеф с его истериками, в сущности, ведет себя как ребенок, не способный контролировать поведение. А поскольку как профессионал он у меня всегда вызывал уважение и уходить с работы совсем не хотелось, я мысленно назвала его художником (а они же большие дети) и стала вести себя с ним как взрослая, снисходительно и с улыбкой принимая все его выходки». Любопытно, изменив манеру общения с коллегами на работе, Ася не только реанимировала отношения с друзьями и близкими, но и смогла пригасить накал кипения шефа – он стал значительно спокойнее и доброжелательнее. «Ася – большая умница, даже удивительно, что юная девушка настолько правильно выработала стиль поведения на работе, в коллективе, – говорит Владимир Щепилов. – Нельзя позволять негативным эмоциям разрушать жизнь. Если раздражение со службы приносишь домой – немедленно следует принять меры. Близких нужно беречь, иногда даже от нас. А вот что делать, как навести порядок в отношениях с начальством – вопрос сложный, и чаще всего самим разобраться довольно сложно. Если не хочешь расставаться с работой, но мечтаешь избавиться от постоянного стресса вследствие общения с руководством, обратись к профессионалам: психологам, коучам, которые помогут проанализировать происходящее, сделать правильные выводы и выработать верный способ построения взаимоотношений в коллективе». Моментальная помощь себе в случае бурных негативных эмоций – переключение внимания. Противоядием может стать интеллектуальная деятельность. Если ты находишься на виду и ни в коем случае не должна выдать свое эмоциональное состояние, воспользуйся следующими рекомендациями. Начни считать в уме, повтори про себя таблицу умножения. Переключить внимание с эмоций можно и на ощущения: сделай глубокий вдох на счет 2-3, а выдохни на 7-8. Обязательно через нос. Попробуй поставить личный рекорд по длительности выдыхания».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Асин опыт – блистательный пример психологической самопомощи. С негативными эмоциями на работе можно и нужно уметь справляться. И простые советы, приведенные выше, непременно помогут. Но всегда необходимо докапываться до причины своих слез или гнева. Эмоции могут возникнуть вследствие несдержанности (как у Люды), но возможны и более сложные причины (как у Иры и Аси). Вызванный ими стресс будет накапливаться, приводить к большим психологическим срывам. В таком случае стоит обратиться к бизнес-тренерам или психологам-консультантам, чтобы научиться работать с собственным сознанием. А оно, как известно, творит чудеса!

Работа – в радость

В. Бойко «Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других»
Книга о том, как эмоции могут усложнить или улучшить отношения. О том, что угнетает и разрушает, а также активизирует и вдохновляет.
Н. Рубштейн «Тренинг управления эмоциями»
42 простых упражнения, которые научат тебя справляться со сложными эмоциями, такими как гнев, страх, ревность, обида, и успешно управлять ими.
П. Экман «Психология эмоций»
Серьезная книга с картинками, которая учит распознавать и свои, и чужие эмоции. Новое знание поможет тебе стать успешнее как в карьере, так и в личной жизни.

Марина Галицкая
Фото: Russian Look (2)