Добрый начальник

Фраза «хороший человек – не профессия» в отношении руководителя должна звучать так: хороший начальник – не человек.
Добрый начальник

По результатам опроса фонда «Общественное мнение», 45% людей считают отличным начальником того, кто внимателен к подчиненным, помогает им. И только 8% офисных сотрудников воспринимают требовательность руководителя как хорошее качество. Конечно, каждый мечтает, чтобы босс не критиковал, не отчитывал за опоздания, не указывал на ошибки. И вообще, появлялся из своего кабинета только с целью сообщить о чем-то приятном – внеочередной премии или внеплановом отпуске. Однако стоит подумать: сможет ли такой специалист передать тебе свой опыт, знания? Будешь ли ты расти как профессионал?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для начала стоит честно ответить себе на серьезный вопрос: почему тебе важно получать от начальника понимание, поддержку и даже любовь? Ты же понимаешь: он не друг и тем более не родитель.

По мнению бизнес-тренера и кандидата психологических наук Людмилы Городничевой, получить одобрение от руководителя стремятся люди с неудовлетворенной базовой потребностью в любви. «В детстве самооценка формируется на основе того, как воспринимали и оценивали нас значимые взрослые, особенно мама, – объясняет она. – Если родители не дали в полной мере тепла и заботы и выражали их только в случае положительной оценки, в дальнейшем человек попытается получать только хорошие отзывы от людей, выше его по социальному статусу. Хороший босс для них – любящий и высоко оценивающий личные качества подчиненного». Так, получая признание от руководителя, попадаешь в зону комфорта, начинаешь боготворить своего шефа – и в прямом смысле останавливаешься в развитии, забываешь о своих целях. Поэтому первое, над чем следует начать работу, – это ты сама, твоя система ценностей и, конечно, самооценка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ни себе, ни людям

«Я работаю в государственном учреждении и считаю, мне повезло с коллективом и начальницей: мы регулярно выбираемся вместе на природу, в театр. В офисе чаще просто пьем чай и болтаем обо всем на свете. Мои обязанности несложные и однообразные. Когда только пришла в наш отдел, конечно, хотела сделать карьеру, достичь высот в профессии – предлагала разные идеи, к чему-то стремилась. Потом устремления куда-то испарились, не хочется ничего менять», – рассказывает Алла (25).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Установление доверительного контакта с подчиненными – залог успешности любого совместного дела. Но если у босса ориентация на отношения выражена особенно сильно, производительность труда будет низкой. Чрезмерная опека и снисходительность к работникам мешают их личностному и профессиональному росту. Бизнес-тренер Наталья Веригина объясняет, почему так происходит: «Руководителей можно условно разделить на два лагеря: одни ориентированы на результат, другие – на процесс, выстраивание взаимосвязей с людьми. С точки зрения комфорта общения приятнее с "процессниками". Но их подчиненные обычно теряют интерес к работе, появляется ощущение бессмысленности своих усилий. Они перестают проявлять инициативу и самостоятельность, их затягивает однообразная привычная деятельность».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Людмилы Городничевой, если хорошо видно, что начальник не «болеет» за результат, можно предположить, это происходит из-за его внутренней неуверенности. Он не развивается сам и окружает сотрудников такой заботой, которая мешает им тоже расти. Главный мотив – обезопасить себя, не позволить появиться рядом более сильному, грамотному специалисту, не потерять собственную зону комфорта. Причем часто такое отношение к подчиненному даже не осознается.

Эффективный руководитель, подобно капитану корабля, должен не только управлять, но и воодушевлять на трудовые подвиги. «Он всегда помнит о главной цели, идет к ней сам и ведет коллектив. Когда сотрудники четко представляют себе и командную цель, и свои задачи на каждом этапе движения к ней, это помогает настроиться на путь по определенному маршруту, – утверждает специалист службы психологической помощи СПбГУ Галия Камольдинова. – Если же ты утратила смысл в своей работе, попробуй понять: чем деятельность в этой организации может быть тебе интересна и полезна? Какие перспективы развития видишь? Поговори с начальником, чтобы узнать, насколько совпадают ваши цели и планы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очень личное

«Босс любит заглядывать к нам в кабинет и вести долгие разговоры "за жизнь", выспрашивать личные подробности, давать советы. Часто жалуется на свою взрослую дочь, с которой у него напряженные отношения. С одной стороны, становится жалко его в такие моменты, а с другой – чувствуешь себя совершенно выбитой из рабочего процесса», – делится Ольга (29).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стремление руководителя установить слишком тесные дружеские связи со своими работниками таит различные угрозы для обеих сторон. Галия Камольдинова уверена: подобное поведение, особенно в ситуациях, где босс не скрывает страха или растерянности, сбивает подчиненного с толку. Такие качества начальника не вписываются в представление о нем как о лидере, способном вести команду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, демонстрируя подобное поведение, «самый близкий друг» руководитель может преследовать и другие цели. Существует определенная система управления сотрудниками в организациях с ограниченным бюджетом – при помощи манипуляции. «Когда босс делится личными проблемами, он рассчитывает на ответную откровенность, – объясняет Людмила Городничева. – Узнавая подробности твоей жизни, он получает возможность управлять тобой, в нужный момент заявив: "Я же тебе душу открыл, а ты так поступаешь со мной!" Несомненно, такие руководители попутно реализуют личную потребность в контроле. Позволяя им проникнуть в личное пространство, становишься уязвимой. Поэтому, если начальник изливает душу, постарайся выслушать, но не говори ничего о себе. Буквально через две попытки раскусить тебя босс поймет – усилия тщетны, и будет вынужден искать другой подход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доверяй, но проверяй

Некоторым руководителям из-за личностных особенностей трудно контролировать подчиненных. Обычно они оправдываются тем, что не видят в этом особого смысла, поскольку доверяют команде. Порой этот контроль все-таки осуществляется, но эпизодически и некорректно.
«Когда я только пришла в компанию, была совершенно очарована начальницей. Такая понимающая! Часто отпускает пораньше с работы, очень терпимо относится к тому, что не всегда задания выполняем вовремя, – делится Инга (24). – Но спустя какое-то время у нее как будто перегорает лампочка: вдруг начинает требовать жесткой дисциплины, заставляет чуть ли не поминутно отчитываться – кто, что и когда сделал. А потом опять становится милой и доброй. Ну просто история про доктора Джекила и мистера Хайда!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Регулярный контроль деятельности персонала – одна из важнейших управленческих функций. Он позволяет избежать ситуаций, когда привыкшие к необязательности и возможности работать спустя рукава люди начинают обижаться и игнорировать распоряжения начальства. «Отсутствие периодического контроля сверху может трактоваться подчиненным и как невнимание к нему, игнорирование его вклада в общее дело. Появляется растерянность, обида, перерастающая в равнодушие к выполняемой работе», – отмечает Галия Камольдинова.

Эта ситуация – иллюстрация так называемого смешанного стиля управления, когда руководитель чередует мягкие и жесткие методы. «Я бы посоветовала ориентироваться на жесткий стиль, – добавляет Людмила Городничева. – Всегда рассматривать самые ранние сроки сдачи отчетов. Это поможет быть готовой к любым неожиданностям и избежать стресса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обратная связь

«Я работала в крупной фирме по продаже строительных материалов, где моим начальником был интеллигентный мужчина предпенсионного возраста. Он никогда не говорил, плохо или хорошо мы выполняем обязанности. Только поблагодарит или скажет что-то совсем уж общее. Как будто боялся обидеть резкими словами и потому предпочитал отмалчиваться», – вспоминает Елена (27). Ты можешь проявить инициативу и попросить босса поделиться мнением: как он оценивает качество твоего труда. «Договорись об индивидуальной встрече в удобное для обоих время. Задай ключевые вопросы: насколько эффективна моя деятельность? Что можете посоветовать для ее повышения?» – советует Наталья Веригина. Спроси, каких результатов начальник ожидает от тебя. И что именно будет являться критерием успешного выполнения поставленных задач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не стоит радоваться, если руководство не особо обременяет работой, закрывает глаза на опоздания и срыв дедлайнов. Ведь нет никаких гарантий, что сегодня-завтра тебе не придется покинуть эту должность – по разным причинам. Конкуренция на рынке труда чрезвычайно высока, и пока ты била баклуши, попивала чаек и радовалась, что повезло с шефом, другие вкалывали. Выбирай, что более приемлемо: сочетание комфорта и стабильности или напряжения и развития, а значит – продвижение по карьерной лестнице, профессиональный и личностный рост.

ТЕКСТ: Марина Зыкова