Далеко пошла
- Даша Зуева, 26
- Что: компания по организации корпоративных выездов в России и за рубежом Business Travel Solution.
- Образование: Московский педагогический государственный университет, специальность «история», Московский институт международного бизнеса, специальность «менеджмент международного бизнеса».
- Дата начала бизнеса: 20 июня 2008 года.
- Сайт: http://www.b-t-s.ru/
Не Турция и не Египет
Я родилась в Москве, но в 1992 году уехала жить в Японию вместе с родителями – они занимались изучением местной культуры. Так я стала первой русской девочкой из постсоветского пространства, которая пошла в японский детский сад, а затем и в общеобразовательную школу в Токио. Журналисты приходили к нам в класс, чтобы взять у меня интервью, советский ребенок со знанием японского языка для всех был в диковинку.
В Россию мы вернулись лишь в 2003 году – мне надо было получать высшее образование. Я поступила параллельно в два вуза – в Московский педагогический государственный университет на исторический факультет и в Институт международного бизнеса, специальность «менеджмент международного бизнеса». На старших курсах я устроилась в компанию, работающую в сфере организации корпоративных мероприятий в России и за рубежом. Именно тогда, в 2008-м, я осознала: хочу открывать людям неизведанные страны. Не Турцию, не Египет, а что-нибудь экзотическое. Вокруг все только и говорили о кризисе, даже не говорили, а кричали, но я поняла: пора.
Ничего не понимаю, но все получится
В это же время я познакомилась со своим будущим мужем Сергеем. Мне тогда был 21 год, ему – 23. Поделилась с ним своими планами, а он сказал: «Я в этом ничего не понимаю, но уверен, у нас все получится!» Сережа взял на себя контроль за финансово-правовыми вопросами, необходимую стартовую сумму одолжили у родных, а с созданием сайта помог знакомый программист. Но дальше начались трудности. Муж не мог бросить свою основную работу на телевидении, поэтому мне пришлось действовать в одиночку. Я работала из дома – находила клиентов, встречалась с ними, рассказывала о себе. На тот момент наша компания была еще слишком маленькой и могла конкурировать с серьезными игроками на рынке только в вопросах качества, скорости, оригинальности направлений и готовности работать 24 часа в сутки. Многие профильные фирмы тогда предлагали однотипные программы – Турцию, Египет и Европу, а мы решили заявить о себе громко: в нашем портфолио уже с самого начала были Папуа – Новая Гвинея, Сенегал, Мали, Бутан, Мадагаскар и другие малоизвестные уголки земного шара. Словом, мы решили привлечь к себе внимание нестандартной географией, ведь в мире столько интересных стран, и все их надо успеть посетить!
Первые после Миклухо-Маклая
Мое преимущество было в том, что я могла сутками рассказывать о своей компании. Бывало, сижу в кафе, подсаживается ко мне молодой человек – познакомиться хочет. А я ему давай про BTS тараторить! Спустя месяц после открытия я получила первый гонорар – отправила корпоративного клиента в Черногорию. Эти 100 евро до сих пор лежат у нас дома – храним как талисман.
Компания развивалась очень быстро, в 2009-м и 2010-м меня практически не было в Москве – я летала с клиентами по всему миру: Куба, Коста-Рика, Алжир, Мадагаскар, Непал, США, Япония, Мексика, Гонконг – не перечесть! Помню, как мы вывозили корпоративную группу из 30 человек в Папуа – Новую Гвинею. Когда мы приземлились в аэропорту Порт-Морсби, я жутко переживала – так далеко никто из наших клиентов еще никогда не летал. В аэропорту нас встречали корреспонденты местного телевидения – мы были первой группой русских путешественников после Миклухо-Маклая. После возвращения на родину посыпались запросы. Я наняла сотрудников, сняла офис в промышленном районе с невысокой арендной платой. Тогда же впервые столкнулась с предательством. Люди, с которыми я раньше работала, не смогли пережить моего успеха, стали звонить нашим клиентам: «Не работайте с BTS, они слишком молоды и неопытны!» На эти выпады я не реагировала – жизнь в Японии научила меня быть терпимой к окружающим, ведь сделанное зло всегда возвращается обратно.
Три затмения за час
Этим летом BTS исполнилось 5 лет. Дела идут полным ходом – мы сняли офис в центре Москвы, к нам стало поступать большое количество заказов. Теперь я мечтаю о создании телевизионного проекта. Хочу вывести в какую-нибудь экзотическую страну ребят из комедийного шоу Comedy Club и снять их приключения на камеру.
А вот обзаводиться детьми в ближайшее время не планирую – весь материнский инстинкт растрачиваю на компанию. Постоянно говорю себе, что в следующем году рожу. Но проходит время, и я начинаю переживать: вот будет сейчас ребенок, а как же компания без меня?
Впереди новогодние праздники, и перед многими встает вопрос «Куда поехать?» Я бы рекомендовала Коста-Рику. Таможенники там шутят, что уезжающих людей не узнать на фото в паспорте – до того они меняются. И это правда, Коста-Рику называют легкими планеты, там потрясающая экология. Природа изумляет – выходишь из отеля, мимо тебя броненосцы бегут, по деревьям обезьяны прыгают. Еще я советую Маврикий – там красивые пляжи и почти всегда светит солнце! Те, кто увлекается духовными практиками, просто обязаны посетить Королевство Бутан, расположенное в Гималаях, между Индией и Тибетом. Находясь там, мы увидели целых три лунных затмения всего за час. Разве не здорово?
Решила заняться корпоративным туризмом? Будь готова ко всему.
Необходимые качества:
знание разговорного английского, коммуникабельность, умение понять клиента с полуслова, стрессоустойчивость, организационные навыки, лидерские качества, владение навыками презентации своего бизнеса.
Подводные камни:
ненормированный рабочий день, большая ответственность.
Для практики:
к сожалению, образования по этой специальности не существует. Но если ты понимаешь, что это 100% твое, тебе нравится изучать экзотические страны, а также ты опытный путешественник, приходи на стажировку в компанию BTS – тебя с радостью научат.
Записала Даша Бардак