Тайны тайские

С Таиландом давно знакомы большинство «руссо туристо». Но мало кто пытается понять философию тайцев...
Тайны тайские
С Таиландом давно знакомы большинство «руссо туристо». Но мало кто пытается понять философию тайцев, для которых, как выяснила наш автор Ольга Андреева, удовольствие – это образ жизни и отношения к людям.


КАЙФ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Отдыхали как-то мы с другом на острове Чанг в самый разгар сезона дождей. Мы умудрились хорошенько вымокнуть, пока колесили на мопеде по скалистому острову в поисках ресторанчика: нам нужен был с видом на море, обязательно с гамаками, с красивым дизайном и низкими ценами. Совместить все это в одном заведении в Таиланде совсем не сложно, но из-за ливня многие гамаки промокли.
И вдруг за очередным поворотом мы случайно увидели рекламу – «Травяная сауна». У входа было написано «Сауна работает с 16 до 22 часов». «Отлично!» – подумали мы. Еще только три часа дня, мы сейчас перекусим, вернемся сюда, часов до шести погреемся, а к семи вечера как раз успеем на последний паром с острова.
К нам вышла хозяйка – тайка лет сорока. Мой друг попросил показать сауну – это оказалась небольшая постройка, на 3-4 человека, с глиняными скамьями, вся украшенная цветами, ракушками, стеклянными сосудами с благовониями – в общем, обустроенная по всем законам тайской красоты. Нам очень захотелось поскорее в нее попасть, но хозяйка сказала – приходите в 6 вечера. Странно, подумала я. Сауна же работает с четырех? Мой друг попытался указать хозяйке на тот же момент, но получил в ответ сухое «Приходите в шесть». Но почему?
Дальнейший разговор шел на тайском:
– Я включаю сауну в четыре, но хороший пар будет только вечером, поэтому говорю вам – приходите в шесть. А лучше – в семь.
– Мы должны в шесть уже уехать, мы хотим прийти к четырем.
– Нет, нельзя. Пар будет плохой. Приходите в шесть.
– Сейчас три часа. Вы можете включить сауну сейчас, и тогда уже к пяти будет хороший пар, и мы придем. Хорошо?
– Нет!
– Мы согласны на плохой пар в четыре часа. Так мы придем?
– Нет! Пар будет неправильный, вы будете торопиться, вы не получите удовольствие.
Мы так и не попали в сауну. Когда тайка говорила: «Вы не получите удовольствие», – она использовала слово «санук».
«Санук» – непереводимое понятие, означает удовольствие от того, что делаешь. Кайф, одним словом. Таец может кайфовать от того, что сидит с друзьями в кафе, а может и от того, что продает на пляже туристам-фарангам (т.е. foreigner – иностранец) разрезанный на кусочки ананас, но таец никогда не будет делать ничего такого, что не приносит ему санук.
И это основа тайской культуры, без понимания которой все тайцы могут показаться медлительными, глупыми или даже грубыми.
Для той хозяйки сауны ее бизнес – это тоже своего рода санук. Ей нравится ее маленькая уютная сауна, нравится, что люди уходят довольными. Включив свою сауну на час раньше или впустив нас до прихода «хорошего пара», она испортила бы свой санук целых два раза: во-первых, нарушила бы свои правила и распорядок дня, а, во-вторых, мы получили бы некачественную сауну и плохой пар, отчего ее санук также не выиграл бы. Не понимая всей этой системы понятий, можно было бы обвинить хозяйку в лени, в плохом сервисе, в нежелании заработать, наконец! Но нет – санук важнее денег.

К МАМЕ И ПАПЕ
И не только «санук» отличает тайцев от других азиатских народов. Жители Таиланда гордятся своей страной, ведь она никогда не была под властью колонизаторов («тай» значит «свободный»), а любовь к королю Раме IХ – абсолютно искренна. Король находится у власти уже более 60 лет (мировой рекорд!), его портреты можно видеть и на широких проспектах современного Бангкока, и на стене придорожного кафе.
Почитание короля отражает традиционное для тайцев преклонение перед старшими. Связи с родителями считаются более важными, чем с детьми или супругом. Вполне нормальна ситуация, когда женщина уезжает от мужа и детей обратно к родителям, если о них некому заботиться.
Почитание старших приводит к парадоксальным или даже диким для нас ситуациям: все тайцы – буддисты, и каждый мальчик в рамках своего обучения обязан провести не менее трех месяцев в монастыре. Многие потом вместо того, чтобы идти работать, возвращаются в монастырь – это и почетно, и родителям полезно для их будущей жизни. Ведь их сын, служа общине, совершает «бун» – доброе дело – и сможет улучшить таким образом загробную судьбу своих родителей. Но живя при монастыре, сын-монах не зарабатывает денег для насущных нужд, поэтому родители вполне могут отправить свою дочку зарабатывать телом в публичный дом. И никто их не осудит – сын зарабатывает для родителей «буны», а дочь – монеты.

СДЕЛАЙТЕ КРАСИВО
Особенно ценится в Таиланде красота, гармония во всех проявлениях, от красивого лица до изящной безделушки. Даже самая простая забегаловка будет украшена ракушками или цветами. Гармония эта может быть чужда нам, европейцам: например, издавна если в семье рождались одни мальчики, то младшего сына рядили в женское платье – для равновесия. Не этот ли обычай способствовал развитию в Таиланде трансвестизма?
Кстати, к мальчикам-«девочкам» тайцы относятся весьма снисходительно и без всякой критики – буддистской традиции чуждо осуждение других. Каждый имеет право на свой санук.

КАЖДОМУ СВОЕ
И вот для кого-то, приезжающего в Таиланд, санук – это сумасшедший Бангкок с его пробками, шумом, пылью и толкотней, Бангкок, где самая вкусная еда подается не в пафосных ресторанах, а на рынке – с алюминиевыми грязными столиками, на которые тебе принесут любую еду, заказанную у лавочников: мини-шашлычки с карри от индуса, лапшу с креветками от тайки, что-то бобовое от араба. И, конечно, ледяную крошку с давленной клубникой, или арбузом, или кокосом – «шейк»...
А для другого – остров в океане с абсолютно белым песком, где на берегу можно лежать в шезлонге, заказывать коктейли и жареные креветки, говорить со случайными соседями о ерунде, а потом уплывать за мыс, вылезать на берег, собирать камушки и перламутровые раковины.
Для меня же – это с рюкзачком на рейсовых автобусах, не зная, где ночевать вечером, на катерах, на мотоциклах, на машинах, на слонах, на бамбуковых плотах, на метро, на паромах, на поезде и просто пешком – познавать новый мир. Мир Таиланда, где мне посчастливилось купаться под струями семиярусного водопада, обнимать тигров в буддийском монастыре, кататься на катамаранах по грязному пруду, где, тем не менее, водятся меконгские сомы гигантских размеров, и вместе с тайцами вставать, когда звучит национальный гимн древней страны, которая изобрела такое емкое понятие – санук.

Политинформация
  • Осторожнее за рулем! Говорят, тайцы так горды тем, что никогда не были ничьей колонией, что из чувства противоречия по отношению к соседним странам (Лаосу и Камбодже – французским колониям) ввели у себя левостороннее движение.
  • На нарушай границы частных владений! Вся земля в стране – частная. Поэтому в Бангкоке можно увидеть деревянные домики прямо в центре города рядом с гигантскими небоскребами, и никому не при-ходит в голову их сносить, даже если этого требует план развития города. Но если в Бангкоке в тебя вряд ли выстрелят, если перелезешь через забор, то в горах на севере такое вполне может произойти.
  • Не обнимайтесь и не целуйтесь на улице, если хотите показать свое уважение к обычаям страны. В Таиланде публичное прикосновение мужчины к женщине – неприлично! Даже раскованная молодежь редко позволяет себе что-то большее, чем взяться за руки.
  • Не бегай! Тайцы считают проявление любого рода спешки и суеты – потерей достоинства. А для тайца нет ничего страшнее, чем «потерять лицо». Настолько, что воспитанный таец никогда не укажет другому на промах – для того чтобы, не дай бог, не унизить.