Рыцарь дня
Пока ты вне отношений, почему бы не помечтать о рыцаре на белом коне? Впрочем, можно не просто мечтать, а взять и отправиться на встречу с ним. В прямом смысле слова. Что и сделала наш автор.
Марш в башню!
Город Приозерск в трех часах езды от Петербурга полностью оправдывает свое название. Первое, что я вижу, выйдя из электрички, – бескрайнюю синеву до самого горизонта. И не понимаю – то ли озеро, то ли уже море. Ладога! Город тихий, зеленый и немноголюдный. Дома в два-три этажа, маленькая голубая церковь, кинотеатр советских времен, «Кулинария № 3» неожиданно соседствует с суши-баром, входящим в вездесущую питерскую сеть. Десятиминутная прогулка – и вот я уже у входа в крепость-музей Корела.
Основанная в XII веке крепость Корела находится в 150 км к северу от Санкт-Петербурга. Она многократно становилась ареной боевых действий, поэтому в разное время принадлежала шведам, финнам и русским. Несколько раз ремонтировалась, но ни разу не перестраивалась капитально, поэтому сохранила свой оригинальный средневековый облик. Сегодня в ней расположен историко-краеведческий музей.
За деревьями прячется настоящий средневековый замок. Стены из огромных, плохо обтесанных камней, крохотные окна-бойницы, невысокая узкая арка прохода за кованой решеткой, контрфорсы, равелины. Толщина стен – метра три. К счастью, сейчас в крепость можно попасть беспрепятственно, без осады, подкопов и штурма. Здесь располагается музей, но несколько раз в год старые стены арендуют реконструкторы – те, кто воссоздает былые эпохи. На этот раз здесь прошел фестиваль"Пограничная битва». Представители клубов, реконструирующих Европу и Русь XIII века, проведут здесь несколько дней в условиях, приближенных к средневековым.
Тихо, почти все еще спят. На зеленом лугу под защитой крепостных стен разбит лагерь участников. Белые шатры, деревянные столы, лавки и непривычного вида стулья. Такие обычно стоят в музеях или красуются на иллюстрациях в учебниках истории.
Над кострами установлены кованые треноги и висят почерневшие котлы. Рядом свалены глиняные миски, кружки, резные ложки и прочая утварь, которую чаще видишь в исторических фильмах, чем воочию. Меня встречает главный организатор фестиваля Павел Серебряков, или Поль, как его называют сами реконструкторы. И сразу же включает меня в процесс:
– Марш в башню! Переодеваться, завтракать, а потом все остальное.
Сам он уже полностью экипирован: на нем одежда рыцаря-тамплиера конца XIII века. Все точь-в-точь. Выглядит этот наряд... несколько неожиданно. Например, я не знала, что прекрасные рыцари Высокого Средневековья (так историки называют период XII-XIV веков) не носили штанов. Вместо них были длинные шерстяные чулки, поэтому в разрезе длинной рубашки иногда кокетливо выглядывало нижнее белье. А карманы заменяли кошелечки и мешочки, болтающиеся на поясе.
В башне на время фестиваля разместились организаторы и VIP-гости, в числе которых неожиданно оказалась и я (спасибо, VOICE!). Поднимаюсь по узенькой лестнице на второй этаж. Срубленные из целых бревен стены делят башню на центральный зал и маленькие, окружающие его по периметру комнатки. Пока я нерешительно стою на пороге, пытаясь привыкнуть к темноте (электричества здесь, понятное дело, нет), меня замечают девушки из клуба «Тринадцатая командория» и берут в оборот.
Мода на все времена
Девушки преображают меня в небогатую французскую горожанку конца XIII века. Нижняя белая рубашка до щиколоток – камиза, верхнее суконное платье – котта, нижний край котты ложится на пол. Девушки поясняют: так положено.
Для меня находится и ремень с серебряной пряжкой, и маленькая вышитая поясная сумочка, и очень удобные, хотя и странно выглядящие ботинки из мягкой кожи. Теперь «имиджмейкеры» довольны моим внешним видом. Хотя, по правде говоря, средневековой девушке полагалось куда больше одежды и аксессуаров, но лишних атрибутов ни у кого нет. Реконструкция не самое дешевое удовольствие: одна лишь ткань на самую простенькую шерстяную рубашку обойдется в 2-3 тысячи рублей, столько же придется отдать за пошив. Сейчас выкройки и подробные инструкции нетрудно найти в Интернете, а вот несколько лет назад опираться можно было лишь на средневековые миниатюры, данные этнографии и то немногое, что удавалось разыскать археологам.
Признаться, я думала, конкурс костюмов будет похож на модное дефиле. Ошиблась – он оказался удивительно... незрелищным, предназначенным скорее для своих. Конкурсанты по очереди выходят на помост и увлеченно рассказывают об археологических находках, трудностях изготовления каких-то элементов, хвастаются пряжками и застежками. Тут же вспыхивают диспуты, скажем, о допустимости использования серебряных ниток в костюме незамужней дворянки. Мне сказать нечего, поэтому иду на ярмарку.
Прохожу мимо стола гончара, на котором стоят многочисленные миски, кувшины, блюда и чаши. Дальше – прилавок кожевенника, разложены сумки, пояса, кожаные фляги, обувь. Вот здесь я, пожалуй, приторможу.
– Купите средневековый «айфон», — призывает хозяин лавки.
«Айфоном» оказывается вощеная табличка-цера, которую наши предки использовали для записей. Ее современная копия и правда сделана в виде новомодного гаджета, вот только место дисплея покрыто слоем воска.
– Дальность полета sms-ки – до тридцати метров, — шутит кожевенник и угощает меня вкусной медовухой. За ней происходит и наше знакомство. Алексей по образованию врач, но на жизнь зарабатывает изготовлением кожаных изделий для реконструкторов. Делает доспехи, ножны, обувь, аксессуары.
Прощаюсь с гостеприимным хозяином прилавка и продолжаю изучать ярмарку и товары. Предлагаются лисьи и беличьи шкурки, ножи, стрелы, плетеные пояса, домотканый лен. Последний магазинчик в ряду – ювелирный! Латунные, серебряные, позолоченные кольца, браслеты, кулоны, бусы, серьги... Приглянувшиеся мне сережки оказываются височными кольцами – уникальным древнерусским украшением. В древности у каждого славянского племени был свой фасон колечек, по ним легко можно было определить происхождение женщины. Простенькие на тонкой ленточке носили девочки, с годами кольца становились богаче, крепились уже по 2-3 пары к девичьему, а потом и женскому головному убору. Самое главное украшение! Как жаль, что мне их не с чем (и, буду честна, некуда!) носить, поэтому я покупаю подвеску-амулет «на женское счастье».
Пристрастная дама
Амулет начинает действовать почти сразу! Когда объявляют воинский турнир, один из участников подходит ко мне и просит позволения защищать мои цвета (то есть цвета моего наряда). Вот так, теперь у меня есть свой настоящий рыцарь! Турнир меня, однако, пугает. Под одетыми в доспехи воинами ощутимо прогибаются деревянные ступени, ведущие на сцену. В ходе одного поединка разбивают в щепки щит, сделанный из двухсантиметровой доски. В ходе другого ломают меч. В стороне кому-то перевязывают рассеченную до кости руку. Впрочем, и это еще не самое страшное. На массовых фестивалях (тот, где я сейчас, скорее можно назвать камерным) гвоздем программы служат бугурты. В ходе таких турниров две группы рыцарей, вооруженных затупленным оружием (копьями, палицами), идут стенка на стенку. Вот там случаются травмы и посерьезнее.
Драки и кровопролитие меня никогда не привлекали. К тому же мой рыцарь не прошел в финал, поэтому с чистой совестью удаляюсь.
Актуальный лук
В стороне от сцены проходит турнир по стрельбе из лука. Среди участников на удивление много девушек. За небольшую плату испытать себя предлагается каждому. Лук тугой и тяжелый, зато расстояние в тридцать метров стрела преодолевает мгновенно. Старый щит, используемый в качестве мишени, пробит насквозь. Впечатляет!
В замке выступает ансамбль средневековой музыки Lorem Ipsum. Играют на неизвестных мне инструментах, поют на латыни и старофранцузском творения трубадуров.
Мужчины, не принимающие участия в турнире, играют в футбол. Оказывается, первое упоминание о забаве, очень похожей на современную игру, относится к 1175 году, а к концу XIII века она распространилась настолько, что в Англии даже был издан особый указ, запрещающий «богопротивную игру» в пределах города. Шума, толкотни и давки в самом деле немало. Вместо спортивных костюмов – белый лен, таймы длятся минут по пять, а мяч – вытянутый, весит килограмма два. Кажется, суть игры в том, чтобы бегать побыстрее и кричать погромче. Если это так, то концепция футбола не очень-то изменилась за семьсот лет.
Все эти мероприятия в той или иной степени рассчитаны на гостей фестиваля. Сами же участники просто живут обычной средневековой жизнью. Купаются, готовят обед, играют в петанк (да-да, я не ошиблась!) . Ремесленники же невозмутимо продолжают работать.
Пир духа
Уставшая и впечатленная возвращаюсь в замок. Меня тут же подключают к подготовке вечернего пира. Раскладываем по большим глиняным блюдам мясо, рыбу, пироги, овощи и соленья, переливаем вино из бутылок в кувшины. Никакого пластика, никакого стекла и фабричных упаковок. Тарелок не полагается (есть большие блюда!), вилки заменяют заостренные металлические палочки. И когда в полутьме зала, освещенного лишь несколькими свечами (именно поэтому у меня, увы, нет фотографий пира), я сажусь за длинный стол бок о бок с галантными кавалерами и прекрасными дамами, вдруг отчетливо понимаю, что это больше не игра. Это реальность. И я проживаю каждый момент. Музыканты играют на лирах, вино льется в кубки, мужчины говорят о турнирах, женщины – о любви. И от того, что пора уезжать, мне становится обидно до слез.
...А когда ранним утром я пью кофе в безымянной привокзальной кофейне, меня волнует только один вопрос: какого цвета будет мое собственное средневековое платье?
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Историческая реконструкция – воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
Предметами ее являются костюмы, быт, вооружение, доспехи, ремесла, традиции и боевое искусство, существовавшие в конкретный исторический период на конкретной территории.
Временные рамки широки: реконструируются периоды от первых веков нашей эры (Древний Рим) до Второй мировой войны.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОДЫ
- Камиза (шемиза) – нижняя рубашка, как мужская, так и женская.
- Брэ – деталь мужского костюма, нижнее белье (штаны до колен).
- Котта – верхнее платье/рубашка из шерсти или шелка.
- Сюрко – верхняя одежда, надевается поверх котты. Сюрко шили из самых дорогих материалов и украшали всевозможными способами.
- Шоссы – чулки. Мужские пристегиваются к специальному нижнему поясу, женские намного короче, подвязываются под коленом.
- Фибула – металлическая застежка в виде брошки, украшение.
ЕСЛИ СТАЛО ИНТЕРЕСНО
С помощью этих ресурсов нетрудно найти клуб, расположенный в твоем городе и занимающийся интересным тебе периодом. Реконструкторы привычны к людям «с улицы» и всегда крайне доброжелательны: расскажут, помогут, научат. Правда, долго быть сторонним свидетелем не получится – придется сразу шить свой костюм и принимать участие в жизни клуба.
ИРИНА НЕЧАЕВА
ФОТО: ИРИНА НЕЧАЕВА. МАРТА АЛЕКСЕЕВА