«Я — бракованная игрушка»: история воздушной гимнастки весом 120 килограммов
Детство на манеже
Галина и Рахим Абдулаевы работали в цирке: супруги ухаживали за животными. В 1977 у них родилась дочь Диля. Впервые манеж и зал малышка увидела, когда ей было две недели от роду: мать брала ее с собой на работу — оставить ребенка было просто не с кем.
Спустя несколько лет Галина подобрала сибирского котенка и открыла в себе талант дрессировщицы: научила его выполнять разные команды. Вскоре котов уже было 30, а мать Дили из обслуживающего персонала превратилась в полноценную артистку, выступающую на арене со своими питомцами. Муж Рахим стал ее ассистентом.
На гастроли Диля ездила вместе с родителями. Группы циркачей всё время перетасовывали, и девочка могла видеть разные цирковые программы. Но больше всего Диле нравились воздушные гимнастки. Каждый вечер перед сном дочь дрессировщицы фантазировала: вот она летит под куполом цирка под светом всех прожекторов. Но Диля понимала — это всего лишь мечты, которые вряд ли сбудутся.
Дело в том, что Диля росла полным ребенком. Девочка из-за постоянных разъездов сменила больше 60 школ и везде сталкивалась с одной и той же проблемой. За вес ее постоянно дразнили — жирдяйка, жиртрест! Иногда она дралась с обидчиками, иногда пыталась не обращать внимания. Это не помогало: как-то старшеклассник плюнул ей в лицо за то, что она молчала в ответ на его оскорбления. Девочка долго терла в туалете лицо намыленными руками, а потом села и расплакалась.
Как и все дети артистов, Диля проводила много времени на репетиционном манеже. Конечно, никто не готовил пухленькую школьницу в гимнастки: девочку не растягивали, не «подкачивали», не учили трюкам. Однако Диля, несмотря на размеры, была очень гибким ребенком, легко повторяющим то, что умели остальные дети. «Я не задумывалась, возможно это в моем весе или нет, сработало обезьянничество: все сели на шпагат — и я села», — рассказывает она в интервью «Медузе».
«Какая из тебя воздушная гимнастка!»
Закончив школу, 17-летняя девушка устроилась в цирк служащей по уходу за животными. Семь лет она присматривала за зверями: варила в 15-литровых кастрюлях кашу с мясом и рыбой, чистила лотки, вычесывала кошек, забирала их после репетиций, кормила и гладила. Ей нравилось «помногу тискать» зверей, но хотелось чего-то большего. В 2001 году подруга предложила ей участвовать в спектакле коммерческой репризы «Демиург» в роли назойливой мухи, и девушка согласилась. Однако спустя три года Диле внезапно сообщили: ее меняют на другого артиста.
Абдулаева в поисках новой работы отправилась к художественному руководителю Росгосцирка Александру Калмыкову. Это был судьбоносный поступок, иначе не скажешь: в тот день в кабинете Калмыкова она познакомилась с продюсером циркового шоу «Кракатук» Олегом Чесноковым.
Посмотрев на девушку ростом 160 сантиметров и весом почти 150 килограммов, он предложил ей присоединиться к артистам «Кракатука». Многого Чесноков не просил: Диле надо было вылететь на сцену в кольце, на котором выступают воздушные гимнастки, чтобы поразить зрителей внезапным появлением «чего-то большого».
Девушка согласилась. Начались репетиции, и стало понятно, что простой на вид номер требует немалых физических сил. За три дня Диля сорвала руки, но не отступилась. В день дебюта Чесноков изменил сценарий: репетировали «взлет» с манежа, но поменяли его на «старт» с четырехметровой высоты — из оркестровой ложи. Отказываться Диля не стала.
Девушке даже не успели сшить костюм: на манеже она появилась в темных спортивных штанах, желтом свитере, маске и рыжем парике. «Я бракованная игрушка — на меня не хватило ткани», — говорила она потом.
Перед прыжком Диля внезапно поняла — она боится высоты. Подбодрил ее пожилой клоун, в паре с которым она работала, — наклонился к уху и прошептал: «Улыбайся и не ссы». Впрочем, его слов Диля даже не разобрала. Незаметно перекрестилась, зажмурилась — и вылетела на кольце на манеж. Очнулась под куполом: «А здесь нормально!» Страх прошел, девушка выдохнула, достала из кармана блестки и рассыпала их над зрительным залом.
Придя в «Кракатук», Диля решила худеть. До начала работы в шоу она весила почти 150 килограммов — даже руки не сходились на животе. Абдулаева села на безуглеводную диету — в неделю благодаря ограничениям уходило по несколько килограмм. Но начались срывы, за ними — самообвинения: «Зачем, зачем я наелась торта на ночь?» В итоге диету Диля забросила.
Несмотря на это, девушка продолжала худеть. Диля считает, что происходило это потому, что она чувствовала себя очень счастливой: «Тогда у меня была такая жажда сделать номер, сделать трюки, расти, заниматься, что эти 30 килограммов ушли сами, я совершенно себя ничем не изводила». Когда цифра на весах показала 120 килограммов, забеспокоился продюсер: попросил остановиться, чтобы «не терять эффектность».
Саму Дилю ее внешность не волновала. Гораздо больше она хотела стать полноценной воздушной гимнасткой: делать такие же трюки, как и все остальные. Несмотря на боль, страх и усталость, девушка репетировала целыми днями. Коллеги относились к этому скептически, иногда она сталкивалась с откровенными издевками: «Да ладно, какая из тебя воздушная гимнастка!» Однако настрой Дили такие шпильки не меняли: как говорится, если останавливаться каждый раз, когда лает собака, дороге не будет конца.
Спустя год девушка, которую ввели в номер, чтобы шокировать публику, уже «садилась» на шпагат в воздухе, удерживая себя за кольцо одной рукой, висела вниз головой на одних стопах и делала другие сложные трюки. Зрители, видя, как Диля взлетает в воздух и творит под куполом невероятные вещи, приходили в восторг. Когда она выходила на поклон, зал взрывался аплодисментами. На улице ее узнавали по фигуре (Диля выступала в маске) и подходили, чтобы выразить свое восхищение.
В 2008 году Диля поучаствовала в «Минуте славы», которую сама потом называла «минутой позора»: позже она поняла, что номер был еще очень сырым. Впрочем, Филиппу Киркорову это не помешало оценить его восторженно. А образ Мэрилин Монро, который выбрала гимнастка для шоу, через год пригодился для нового выхода: режиссер Сергей Маргай пригласить Дилю выступить в московском клубе Icon.
«Давайте еще женщин с бородами показывать!»
В 2011 году Абдулаева приступила к работе над сольным выступлением. Она ушла из «Кракатука» и начала заниматься в московском Центре циркового искусства. Там ее и заметила режиссер Наталья Гончарова, которую восхитили способности артистки.
Гончарова придумала для Дили номер «Большая поклонница». Гимнастка стала «подсадной»: Диля выходила из зала в сером офисном костюме якобы для того, чтобы подарить циркачам цветы. Спотыкалась о кольцо, лежащее в опилках, падала в него — и взмывала с криками под купол. Зрители пугались: как так, что происходит?! Тут Диля срывала пиджак, блузку и строгую юбку и в розовом купальнике начинала свое выступление.
Чтобы определить, какой номер Росгосцирк отправит на гастроли, требуется заключение специальной комиссии. Обычно на подготовку к ней дают полгода, однако для Дили этот срок сократили вдвое. Мешали и ее репетициям: на них выделили лишь час в день, а этого очень мало. Перед «экзаменаторами» Абдулаева выступала с «сырой» хореографией и в недоделанном костюме.
Тем не менее фокус-группа из зрителей, приглашенных на выступление, была в восторге. А вот народные артисты, которые сидели в комиссии, отнеслись к номеру иначе. Евгений Майхровский (клоун Май) назвал его паноптикумом и добавил: «Ну давайте еще женщин с бородами показывать!» Коллеги его поддержали.
В итоге в Росгосцирке постановили: формально номер принят, однако на гастроли Дилю не отправят. После выступления к Гончаровой подошел тогдашний гендиректор Росгосцирка Александр Калмыков и посоветовал «добавить рюшек на трусы, чтобы не так бросалось в глаза, что артистка толстая».
В разговоре с «Медузой» Калмыков признавал: Диля — парадокс и нонсенс, она демонстрирует «фееричный уровень» гимнастики. Но, по его мнению, артистка такого направления «должна быть красивой и весить 45–50 килограммов», а «толстый может пойти в дрессировщики или клоуны, все остальные жанры для него закрыты».
Триумф в Испании
Однако выяснилось, что в Европе думают иначе. С 2007 года Диля рассылала свои фотографии и видео в театры и цирки других стран, и за несколько месяцев до отказа от Росгосцирка она получила приглашение выступать в испанском шоу The Hole. Так в 34 года девушка оказалась в Мадриде.
Представления с Абдулаевой во всех городах собирали аншлаги. Зрители кричали от восторга, глядя, как она висит под куполом цирка, зацепившись за кольцо только стопами. Изображение Дили в образе Мэрилин было везде: на рекламных баннерах, постерах и даже автобусах. То, что народные артисты России объявили браком, испанцы считали фишкой и изюминкой. Люди по достоинству оценили способность артистки выполнять трюки, которые нелегко освоить даже дюймовочкам, и не скрывали своего восхищения.
Семь лет Диля выступала в Европе: объездила почти все города Испании, Франции и Италии, побывала в Мексике и Аргентине. Познакомилась с известными артистами цирка и киноактерами. И не только с ними — модельер Жан-Поль Готье при встрече сказал ей: «Когда я смотрю на тебя, то вижу Мэрилин Монро».
Завершились гастроли Дили с The Hole в 2018 году. После этого она вернулась в Россию, однако в своей стране никаких приглашений не получила. Провела какое-то время в Китае: тренировалась и общалась с друзьями. В 2019-м снова приехала на родину и сезон выступала с братьями Запашными.
Летом 2020 года историю о Диле опубликовала «Медуза». После этого ею заинтересовались журналисты. Писали и обычные люди: восхищались ее целеустремленностью, упорством и талантом. Режиссер Егор Анашкин, снявший сериалы «Зулейха открывает глаза» и «Кровавая барыня», предложил Диле снять о ней фильм, и девушка согласилась. Сама Абдулаева собирается написать книгу о своей жизни и непростом пути, который ей пришлось пройти, следуя за мечтой.
Из-за коронавируса в 2020 году Абдулаева не смогла поехать на гастроли в Германию и Францию. Диля купила квартиру в Новой Москве и работает с детьми: преподает гимнастику в студии «Воздушное кольцо». И это отличный выбор — кто, как не она, может показать детям, что можно добиться своего, даже когда никто в тебя не верит?
Хочешь узнать больше о неординарных женщинах? Тогда почитай, как трагедия 13-летней девочки изменила жизнь всей Франции, что за тайна скрывается в прошлом самой сильной женщины России и почему самая знаменитая эскортница Японии не умела включать газовую плиту.
Фото: Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)