Время с пользой: какие новые профессии можно быстро освоить в 2021 году
Например, кто-то задумался, что его профессия не будет актуальна уже через пару месяцев. Из туристической сферы переходят в аналитику и маркетинг. А из офлайн-бизнеса в интернет-проекты.
По данным образовательной компании «Нетология», в 2020 году интерес к онлайн-обучению вырос на 50–60%. Так, по сравнению с 2019 годом на бесплатных курсах стало обучаться в 2,5 раза больше девушек, а на платных в 2 раза. Несмотря на то что захотели учиться все, среди мужчин интерес наблюдается в меньшей степени.
В этой статье вместе с «Нетологией» разбираемся, чему было актуально учиться в период пандемии, чем популярны эти направления, а также на что обращать внимание на рынке.
Что сейчас актуально
Очевидный факт: интернетом сегодня пользуются все, а если быть точнее, то аж 78% россиян старше 12 лет. Конечно, с учетом такой ситуации и компании все перешли в интернет. Если вы работаете в офлайн event-агентстве, у него есть сайт или Instagram-аккаунт (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), у небольшой туристической компании форма заявки в интернете, даже индивидуальные исполнители — фрилансеры размещают свои предложения на специальных сайтах — биржах фриланса.
Технологии, которые помогают нам успешнее взаимодействовать в интернете, также быстро развиваются. Появляются чат-боты, онлайн-помощники, а огромными мобильными банками, которые позволяют вам проводить оплату на сайте в один клик, управляет целая команда специалистов. Даже простые отчеты в Excel уже переводятся в системы аналитики и дашборды с метриками. А маркетинг делится на десяток направлений — SMM, таргет, контекст, SEO, PR, копирайтинг и бренд-менеджмент.
Все эти технологии необходимо создавать, поддерживать и развивать, поэтому главный тренд не только 2020 года, но и нескольких предыдущих, — это IT- и digital-специалисты. Именно они нужны сейчас всем компаниям, и на них стоит обучаться.
Интересно, но миф о том, что в IT гораздо больше мужчин, чем женщин, давно развенчан. В сферах маркетинга, дизайна, аналитики и программирования очень много девушек, а востребованность специалиста на рынке никак не связана с полом.
Расскажем, чему учились девушки в 2020 году
Как мы уже отметили, рынок очень быстро развивается, бизнес уходит в онлайн. И обучение с приходом пандемии стало практически полностью онлайн. Самоизоляция стала идеальным временем, чтобы, например, пойти на курсы по дизайну или готовке. Особым спросом среди новых профессий, которые девушки активно осваивают в пандемию, пользуются SMM, таргетированная реклама, веб-дизайн, графический дизайн и тестирование. О каждом подробнее.
SMM-менеджер
Во всем диджитал-маркетинге направление SMM — самое востребованное. У большинства компаний есть аккаунты и группы в социальных сетях. И в задачу SMM-менеджера входит не просто написание постов и подбор картинок, но и комплексное ведение аккаунта — планирование стратегии продвижения, создание рекламы, подготовка контент-плана, а также общение с подписчиками и отработка негатива.
SMM-менеджер полностью управляет проектом в социальных сетях, иногда привлекая таргетолога для настройки более сложной рекламы на пользователей. Получает такой специалист в среднем 78 тыс. рублей по данным HH.ru, а освоить профессию можно за 6–7 месяцев. При этом проекты на ведение можно брать уже в процессе обучения, так как специалисту нужно нарабатывать опыт.
Таргетолог
Если SMM-менеджер управляет аккаунтами проекта в социальных сетях, то таргетолог — это человек, который умеет находить нужную аудиторию за пределами аккаунтов проекта. Специалист занимается настройкой рекламных объявлений в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), «ВКонтакте» и других социальных сетях по принципу сегментации пользователей. Например, мы знаем, что потенциальная аудитория нашей компании — это девушки в возрасте 18–30 лет, которые интересуются спортом и активным образом жизни. Таргетолог с помощью настроек найдет всех таких девушек в социальных сетях и покажет им ваше рекламное объявление.
Обучиться настраивать таргетированную рекламу можно примерно за 3 месяца, а проекты для отработки навыков нужно брать практически с самого начала обучения. Сейчас на рынке много небольших стартапов, которые готовы выделять бюджет для настройки первого таргета в их жизни, на таких проектах можно легко практиковаться.
Веб-дизайнер
Такие специалисты отвечают за то, что видит пользователь, заходя на сайт компании. То есть веб-дизайнеры создают интерфейсы сайта, наполняют его графикой и визуалами. Человеку, который хочет прийти в сферу веб-дизайна, необходимы многие навыки, но все они приходят в процессе обучения и наработки опыта. Например, веб-дизайнеры должны уметь работать с композицией страницы. Представьте, что вам нужно сделать сайт для магазина цветов — у вас есть название, его описание и, возможно, несколько фотографий композиций. Но грамотному дизайнеру нужно придумать, как правильно расположить объекты на странице, понять, что первым делом увидит пользователь, когда зайдет на сайт, а также какими сделать тексты, их шрифты и цвета.
На первый взгляд, кажется, сложно, но для работы есть специальные программы и инструменты, а эксперты в процессе обучения детально разбирают кейсы и проекты, которые делает студент, поэтому за 5 месяцев можно освоить профессию веб-дизайнера и начать брать проекты на фриланс или пойти работать в веб-студию. Зарабатывают веб-дизайнеры с небольшим опытом от 80 тыс. рублей.
Графический дизайнер
Направление графического дизайна также было очень популярным в период пандемии среди девушек. Такие дизайнеры придумывают фирменный стиль брендов, рисуют графические элементы для журналов и сайтов, инфографику, а также создают продукцию для печати. Направление очень широкое и оно не только «про картинки». Качественный графический дизайн помогает бренду общаться с клиентами, он показывает его стиль и строит визуальную коммуникацию.
Научиться этому направлению не получится быстро — понадобится около 10 месяцев, но практиковаться и работать с небольшими проектами для создания портфолио можно уже в процессе обучения. А готовые специалисты по графическому дизайну зарабатывают от 70 тыс. рублей.
Тестировщик
Существуют востребованные IT-профессии, для которых не требуется знание языков разработки вообще. Одной из таких является тестирование. И у тестировщиков одна из главных ролей в команде любого IT-продукта. Представьте, что компания запустила сайт, мобильное приложение, игру или сервис. Тестировщики следят за качеством этого продукта, проходят весь пользовательский путь по нему, проверяют работоспособность всех разделов и инструментов. И если что-то не работает, передают команде на доработку.
Спрос на тестировщиков сегодня очень высок — мы уже писали, насколько быстро создаются новые технологии и продукты для пользователей. И, конечно, любая компания хочет выпускать продукты без ошибок, поэтому тестировщики есть во всех IT-компаниях. На HH.ru ежемесячно появляется около 3400 вакансий тестировщиков. При этом руководители отделов тестирования получают около 200 тыс. рублей. Освоить профессию несложно, и, например, в «Нетологии» на курсе по тестированию в 2020 году училось много девушек.
Помимо освоений профессий в 2020 году мы отметили рост интереса девушек к освоению конкретных инструментов, которые могут дополнить спектр уже имеющихся навыков. Так, например, они приходили учиться работе в Photoshop, основам HTML-верстки, а также языкам Python и Java.
Также, по данным «Нетологии», особым спросом в период пандемии пользовались профориентационные бесплатные курсы, которые помогают понять, чему именно стоит учиться. Например, есть отдельные программы по направлениям «Как стать дизайнером» и «Старт в программировании», а есть полностью профориентационные программы с консультациями карьерных консультантов и тестами на выбор профессии.
Конечно, менять профессию и переучиваться непросто. Даже если мы работаем не в сфере нашей мечты, она уже привычна и понятна, в ней есть опыт и наработанная годами практика. А если мы решаем чему-то учиться с нуля, этот процесс может пугать. Смогу ли я быстро что-то изучить, чтобы сразу начать работать? Кто захочет брать в компанию начинающего специалиста? А вдруг я не справлюсь с обязанностями? Да, вопросы пугающие. Но 2020 год показал, что рынок меняется очень быстро. Компании перестраиваются точно так же, как кадры на рынке, а обучение в формате «длиною в жизнь» входит в образ жизни. Менять карьеру нормально, главное – найти такую профессию, которая будет вдохновлять и мотивировать к развитию.