Воровали и боялись жен: какими были настоящие спартанцы

Непревзойденные воины, равнодушные к роскоши и готовые умереть ради славы, — такими мы представляем себе спартанцев. Но какими они были на самом деле?

Миф о Спарте

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спарта была столицей Лакедемона, занимавшего юго-восточную часть Пелопоннесского полуострова. Спартанская простота вошла в пословицу: всё в этом государстве было направлено на воспитание идеальных солдат, которые не интересуются ничем, кроме войны.

Кажется, все слышали о детях, которых приносили на осмотр старейшинам: здоровых возвращали родителям, слабых сбрасывали в глубокую пропасть. Но это лишь один из законов Спарты: были и другие, которые должны были превратить общество в конвейер, выпускающий безупречных воинов. Вот только работали ли эти законы?

Война и только война

Настоящий спартанец не должен был отвлекаться на всякие мелочи: например, на размышления о том, что он будет есть. Обрабатывать землю и выращивать скот в Лакедемоне считали унизительным и вредным для ратного дела: а вдруг война, а спартанец уставший?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда же брались хлеб и мясо? Для этого существовали илоты, чье положение напоминало статус крепостных крестьян в России. Илоты были привязаны к участкам земли, а каждому спартанцу полагался хотя бы один такой надел. Ни илотов, ни землю продавать и покупать было нельзя: только передавать по наследству или дарить.

С каждого участка землевладелец ежегодно получал 70 медимнов (более 300 ведер) зерна для себя, 12 медимнов для своей жены (видимо, спартанки ели в в шесть раз меньше мужчин), а также какое-то количество вина и фруктов. Остальное было собственностью илота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Илоты могли получить свободу, но только по решению государства. Освобождали их редко и, конечно же, исключительно за доблесть, проявленную в сражении. Новые «крепостные» появлялись во время войн: например, в VIII веке до нашей эры спартанцы захватили соседнюю Месопотамию и превратили большую часть ее жителей в илотов.

В теории всё выглядит гладко: земледельцы пашут, воины сражаются. Однако в жизни оврагов хватало: илоты были недовольны своим положением и регулярно устраивали восстания. Спартанцы боролись с этим как могли: была даже специальная тайная полиция для борьбы с мятежниками. Убивать илотов официально запрещалось, однако раз в год им объявляли войну: так спартанцы, не нарушая закон, уничтожали всех, кто казался им непокорным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воспитание мужчин: трусом быть плохо, вором — почетно

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь спартанца начиналась со знаменитой пропасти: младенцев тщательно осматривали и в живых оставляли лишь здоровых и сильных. До семи лет мальчики росли в семье, потом их забирали в закрытую школу, где начиналось обучение. Основной целью была подготовка солдат, преданных государству, так что чтению и письму времени уделяли немного, а всякую чепуху вроде поэзии или науки и вовсе игнорировали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Военная служба начиналась для спартанцев в 20 лет, в 30 мужчина становился полноправным гражданином. Обеды проходили за совместным столом: каждый вносил в общий котел часть продуктов, полученных от своих илотов. Не должно было быть ни нуждающихся, ни богатых: предполагалось, что все живут в одинаковом достатке. Исключением были цари Спарты: на общинных пирах они могли есть вдвое больше, чем остальные. Золото и серебро были запрещены: деньги в государстве делали из железа.

Сосредоточенность на воинском деле давала свои плоды: спартанцы долго были непобедимы. Знаменитое сражение в Фермопильском ущелье стало тому доказательством: после ухода союзников-греков 300 спартанцев успешно отбивали все лобовые атаки и были уничтожены только после того, как персы смогли обойти горы и напасть с двух сторон. Один из спартанцев явился драться, будучи слепым: его на поле боя привел илот. Еще одному, не явившемуся из-за болезни, после возвращения в столицу объявили бойкот: никто с ним не разговаривал, а называли его исключительно «трусом Аристодемом», пока он не смыл позор со своего имени, героически погибнув во время битвы при Платеях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирландский историк Джон Багнелл Бьюри писал: «Чужестранцу из Афин или жителю Милета должно было казаться, что они перенеслись в давно минувшие века, когда люди были смелее, лучше и проще, не были испорчены богатством и обеспокоены идеями. Обыкновенный грек считал, что государственный строй Спарты обладает строгой и простой красотой». Но соответствовало ли это действительности?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность не была столь идеальной. Мальчики, занимающиеся в школах, игнорировали не только стихи: им, например, были запрещены теплые ванны, и потому юноши ходили грязными и неопрятными. Официально поощрялись кражи: детей наказывали лишь за то, что они попадались, — нечего быть такими неловкими!

Брак разрешался с 20 лет, и в школах среди юношей процветали гомосексуальные связи: считалось, что это неотъемлемая часть воспитания настоящего мужчины. Забавный момент: как красота женщины повышала статус ее мужа, так поведение мальчика влияло на уважение, с которым относились к его взрослому любовнику. Например, Плутарх рассказывает, что одного спартанца оштрафовали за то, что его малолетний партнер как-то закричал от боли во время борьбы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не принадлежащие себе, загнанные в жесткие рамки правил, спартанцы считали свободой не право выбирать образ жизни, а праздность — возможность избегать физического труда, будь то ремесло или землепашество. Путешествовать им не разрешалось, да и иностранцев в Спарту пускали неохотно: еще развратят идеальных воинов рассказами о своих традициях.

Женщины Спарты: целомудренные девы или развратницы?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женщины в Спарте пользовались значительно большей свободой, чем в Греции, где почтенных матрон запирали дома под полным контролем мужа.

Юные спартанки тренировались вместе с мальчиками и тоже обнаженными: бегали, боролись, бросали копья. Такие порядки были заведены для блага государства: считалось, что физическое развитие позволит девушкам легко и в больших количествах производить здоровых младенцев. Отсутствие одежды не было гендерным равенством: предполагалось, что вид нагих женщин пробудит в мужчинах плотские желания и подтолкнет их к созданию семьи и рождению детей.

«В наготе девушек не было ничего неприличного, они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна», — писал Плутарх. В реальности дела обстояли иначе: девушки часто вступали в лесбийские связи. Случалось и так, что сын царя не становился наследником, потому что выяснялось: его отец — другой мужчина. Свобода нравов подпитывалась официальной позицией государства: в Спарте не видели ничего плохого, если пожилой муж приводил в дом любовника для жены, чтобы та могла зачать детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аристотель рассказывал, что в Спарте аскетизм удалось навязать мужчинам, но не их дочерям и женам. «Женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши», — писал он. По мнению философа, как и у большинства воинственных племен, в Спарте делами заправляли представительницы прекрасного пола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жительницы Спарты имели право наследовать земли родителей, и хотя доля дочери составляла лишь одну вторую от того, что полагалось сыну, незадолго до падения государства 40% всех участков владели женщины. Сохранились дары, которые женщины Лакедемона оставляли в храме Афины: судя по ним, спартанки могли себе позволить не просто жить в роскоши, но и делиться ею. Неудивительно: это для мужчин явка в Фермопилы была обязательной, женщины же не сражались, гибли реже и потому часто становились единственными наследницами.

Хозяйственные дела спартанки, как и их мужья, считали ниже своего достоинства. Есть предание о девушке из Спарты, захваченной в плен и проданной в рабство. На вопрос, что она умеет делать, гордая дочь своего народа ответила: «Быть свободной!», а при попытке принудить ее работать покончила с собой. Так что тяга спартанок к роскоши вполне объяснима: свободного времени много, муж вечно на войне или тренировках, средства есть — чем еще заниматься, как не получать удовольствие от жизни?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взяточничество в Спарте

Судя по трудам древних философов, аскетизм если и существовал в Спарте, то только на уровне лозунгов для народа. Говоря об особенностях спартанцев, греки отмечали их безудержную страсть к деньгам.

Примеров в истории была масса. Древнегреческий географ и писатель Павсаний рассказывал о спартанце Главке, который слыл «самым честным среди тогдашних лакедемонян», но не смог удержаться и присвоил деньги, которые оставил ему на хранение богач из Милета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прославленный военачальник Гилипп пытался украсть у государства огромную сумму: 300 талантов из полутора тысяч, которые ему доверили везти в Спарту. Он распорол швы на мешках и отсыпал себе золота, однако недостачу обнаружили — в каждый мешок была вложена записка с указанием точной суммы. На след Гилиппа навел его слуга, обронив туманную фразу о том, что в черепичнике спит много сов: именно эту птицу чеканили тогда на монетах. В итоге деньги были обнаружены под крышей дома Гилиппа.

Геродот рассказывает о спартанском царе Леотихиде, который за взятку прекратил успешно начавшийся военный поход на Фессалию: правителя обнаружили в шатре, сидящем на мешке золота, который он получил от врагов. Его должны были казнить, однако Леотихид успел бежать. Вполне вероятно, в другой стране он прожил весьма счастливую жизнь: аристократы Спарты, дома ведущие себя сдержанно, хранили деньги в других государствах и пользовались ими, выезжая за границу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С особым рвением коррупции предавались эфоры — выборные чиновники, которые контролировали царей Спарты: эфорами часто становились люди бедные и потому охочие до денег. В какой-то момент число эфоров, которые сопровождали царей в военных походах, увеличили с одного человека до двух. Таким способом власти пытались ограничить мздоимство в армии: сговориться троим людям всегда сложнее, чем двоим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своего пика взяточничество среди спартанской элиты достигло в последнее десятилетие Пелопоннесской войны: персы строили отношения с правителями Лакедемона, заваливая их деньгами и подарками. В конечном итоге это привело к упадку Спарты: пока аристократы купались в роскоши, обычные граждане беднели, не имея возможности выбраться из нищеты, ведь ремесла для них были под запретом.

В итоге коррупция, помноженная на экономические порядки Спарты, которую обходили стороной купцы и ремесленники, привела к падению государства. Так перестала существовать страна, оставшаяся в легендах как общество гордых и добродетельных воинов, и которая, по меткому замечанию британского философа Бертрана Рассела, на деле была миниатюрным образцом того государства, которое установили бы нацисты, одержи они победу.

Фото: Getty images, Legion media, Rex features/Fotodom