В WCCM прошла открытая дискуссия о шахматах в искусстве
Театральный продюсер Дмитрий Богачев, режиссер российской постановки мюзикла «ШАХМАТЫ» Евгений Писарев, гроссмейстер Евгений Мирошниченко, актриса мюзикла Юлия Ива и СЕО World Chess Илья Мерензон обсудили причины интереса к шахматам, сложность создания произведений массовой культуры, в которых они являются основой сюжета.
Спикеры обсудили то, как на популярность шахмат в России повлиял выход сериала «Ход королевы» и постановка легендарного мюзикла «ШАХМАТЫ».
Зрители узнали от Евгения Писарева, насколько сложно было бороться с мифом о том, что шахматы — это не зрелищно, и зачем в мюзиклах и сериалах необходимо уделять особое внимание деталям этого вида спорта. Исполнительница двух главных ролей в мюзикле Юлия Ива поделилась своим опытом подготовки к роли.
Кроме того, команда мюзикла совместно с платформой FIDE Online Arena дают возможность всем желающим глубже погрузиться в мир шахмат. В декабре на FIDE Online Arena пройдут онлайн-турниры, посвященные мюзиклу. Победители смогут выиграть билеты на мюзикл «ШАХМАТЫ» или премиальную годовую подписку на FIDE Online Arena, позволяющую играть на официальный онлайн-рейтинг и получать онлайн-титулы.
Запись паблик-тока и участие в турнире доступны по ссылке.
Расшифровка основных моментов дискуссии:
Шахматы — это тренд
Илья Мерензон:
Шахматы всегда были популярны. Наша компания World Chess организовывает все крупнейшие чемпионаты мира. Во время проведения чемпионата в Нью-Йорке мы были удивлены, что шахматы были интересны огромному количеству людей — от пожилых людей до хипстеров: все играли в шахматы, ходили на турниры, наши телефоны просто разрывались. Мы решили открыть в Москве World Chess Club Moscow — место, где можно пообщаться, выпить модные напитки и, конечно, поиграть в шахматы. Бар рассчитан на 50 человек, на открытие пришло 600... Позже мы получали предложения открыть подобные бары в Берлине, Минске и других столицах. Шахматы популярны, в них играют более 600 миллионов человек — это больше половины аудитории фейсбука (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)! Осталось этих людей объединить. Конечно, «Ход королевы» и мюзикл «ШАХМАТЫ» сыграли огромную роль в популяризации.
Дмитрий Богачев:
Сейчас мне часто говорят, как с мюзиклом «ШАХМАТЫ» мы здорово попали в повестку — политика, общественная жизнь, холодная война между двумя сверхдержавами, шахматы как игра и метафора этого противостояния. Мы ничего не подгадывали, просто так сошлись звезды, что мы созрели поставить этот мюзикл в 2020 году, а зрели мы не одно десятилетие. И путь, который объединил сильнейших авторов — композиторов Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса (ABBA), Тима Райса («Иисус Христос – суперзвезда», «Король Лев», «Красавица и Чудовище»), Аллу Пугачеву, великого шахматиста Анатолия Карпова, нашу международную команду постановщиков и российского зрителя, был длиной в 36 лет. Культурная актуальность нас тоже настигла с выходом потрясающего сериала «Ход королевы». К людям, которые играют и любят шахматы, добавилась нашими усилиями громадная мюзикловая аудитория и аудитория Netflix. Создалась благоприятная платформа для шахматного ренессанса.
Евгений Писарев:
В этом сезоне мы удивительным образом оказались в тренде, несмотря на сложности времени, несмотря на этот год странный. Когда мы ставили мюзикл, все удивлялись: «Ну и нашел время Богачев ставить "ШАХМАТЫ"». Как оказалось, правильно нашел. Это удача. И хочется, чтобы наш мюзикл подольше прожил в том виде, в котором он существует, чтобы приходили люди в театр и происходило взаимодействие музыки, артистов и зрителей. А музыка в «ШАХМАТАХ» гениальная, рожденная выдающимися авторами и интересом к этому интеллектуальному виду спорта и искусству.
Я горжусь нашей работой. Это событийный спектакль. Сначала я боялся ставить этот мюзикл, потому что как-то мой пятилетний племянник обыграл меня в шахматы за 15 минут, я себя чувствовал абсолютно беспомощным человеком в этой игре и решил, что к шахматам не буду больше прикасаться. Этот вид спорта казался мне довольно скучным, я не мог понять, в чем его энергия. Всё очевидно в физических видах спорта — это всегда борьба за превосходство: кто сильнее, быстрее, ловчее. Мне был понятен этот азарт. Раскрыл энергию шахмат для меня Анатолий Карпов на презентации мюзикла, рассказав, что в шахматах азарт тот же, но с другим оттенком. Когда шахматист понимает, что кто-то может быть умнее, это бьет куда сильнее. И тогда я понял, что это очень амбициозная игра. Может быть, она не выражается так эмоционально именно потому, что шахматисты — это умные люди. Моей задачей было соединить интеллектуальность с темпераментом.
Юлия Ива:
Для себя я открыла, что моя профессия во многом пересекается с жизнью шахматиста. Ты живешь своим делом, стремишься сделать «свою игру» незабываемой, много анализируешь и потом делаешь свой ход, который и решает, как игра пойдет дальше! Стремишься добиться высот, примеряя разные маски (в случае гроссмейстеров, наоборот, тщательно скрывая и умело обладая своими эмоциями во время матча). Шахматы — это прекрасная метафора всей жизни, в которой каждый делает свой ход, и каждый ход может стать решающим. Мне кажется, это и пленит зрителей и любителей этой игры и ее эстетики.
Об исторической достоверности, или детали решают
Дмитрий Богачев:
В мюзикле артисты разыгрывают реальные партии: первая игралась в матче между Анатолием Карповым и Виктором Корчным (1978, Багио), вторая — между Борисом Спасским и Бобби Фишером в 1972 году в Рекьявике. Все эти великие гроссмейстеры были прототипами главных героев мюзикла — Анатолия Сергиевского и Фредди Трампера. Финальная партия — из поединка Сергея Карякина и Фабиано Каруаны на турнире претендентов (2016, Москва) — это такой мостик в современность. Коллеги из Федерации шахмат России помогли нам в подборе партий. Для нас было крайне важно воспроизвести все правдоподобно на сцене, потому что такие детали, как правильные ходы, поведение героев за доской, соблюдение протокола — все это важно для людей, увлеченных и разбирающихся. Шахматный мир настолько огромен, что его интересы не могут быть игнорированы.
Евгений Писарев:
Более того, в этих партиях заложена какая-то сила, повторяя их, артисты, которые не имеют к этому отношения, которые имитируют игру, тем не менее вырабатывают энергию, заложенную именно в этом перемещении фигур. Я это почувствовал, когда мы репетировали. Артисты передвигали фигуры в партии, которая заранее была прописана, стали очень возбуждаться и собираться, и одновременно раздражаться. Хотя они просто повторяли ходы, гениальные ходы, но все равно. И это очень круто! Я вообще не понимал, зачем нужны эти исторические партии. Но то, что мы стали следовать им, дало невероятный эффект, может это и внутренний эффект, но без внутреннего не рождается ничего настоящего, что потом передается зрителю.
Евгений Мирошниченко:
Да, ваши партии для мюзикла создавали лучшие игроки мира, мы лишь помогли в подборе. Шахматы — не визуальный вид спорта. Вы действительно донесли, какие эмоции кипят внутри внешне невозмутимых шахматистов. Да, это не травматичный спорт — фигурами по лицу не бьют, на ногу уронить ничего нельзя, но насколько шахматисту больно и тяжело проигрывать. У нас есть присказка, что поражение для шахматиста – это маленькая смерть. Например, ты ведешь партию, сделал 40 гениальных ходов, прозевал ладью — и проиграл турнир. На самом деле это очень жестокая игра, и в вашем мюзикле видно, насколько переживают игроки. Для публики вы расшифровали, насколько это эмоциональный спорт.
Юлия Ива:
Самое интересное, когда я сидела в зале и наблюдала за игрой коллег, заметила, что зрители максимально включены в процесс игры. Некоторые даже обсуждали, какой ход делают артисты на сцене. Зрители подключаются, они играют эти партии вместе с нами.
Илья Мерензон:
Немного расскажу о важности деталей. Мы организовывали в Берлине мировую премьеру фильма «Жертвуя пешкой». Это фильм о противостоянии Спасского и Фишера. Приехало большое количество голливудских актеров, приехал Борис Спасский, были приглашены журналисты топовых СМИ. Борис Васильевич смотрел внимательно весь фильм, переживал, прослезился, было видно, что для него это все довольно эмоционально. После пресс-конференции журналисты спрашивают: «Ну как»? Я думал, он скажет «великолепно». Он говорит: «Это самый ужасный фильм, который я видел когда-либо в жизни. Голливуд умер, фильм — кошмар — запрещено». Продюсеры бледнеют, чуть ли не падают в обморок, останавливают запись камер, все разъезжаются. Я спрашиваю у Бориса Васильевича, почему он плакал во время просмотра и сейчас говорит, что фильм ужасный. Он отвечает: «Я в третьей партии сделал ход H25-H4, а в фильме A2-H5».
Дьявол в деталях, и то что вы сумели обратить на это внимание, это хвала.
О WCCM
World Chess Club Moscow — единственный в мире бар, в котором пьют и играют в шахматы. Бар расположен в историческом доме в самом центре Москвы, где когда-то жил Чемпион мира по шахматам В.В. Смыслов. Основную коктейльную карту WCCM составил Кенан Ассаб, один из лучших бартендеров по версии Esquire. Вдохновленный шахматной историей, Кенан создал 11 коктейлей, названных в честь первых Чемпионов мира.
О Мюзикле «ШАХМАТЫ»
Мюзикл «ШАХМАТЫ» написали три выдающихся автора: сэр Тим Райс — либреттист, поэт, обладатель премий «Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми» (рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда», мюзиклы «Эвита», «Король Лев» и др.) и Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус — композиторы, чьи имена увековечены в Зале мировой славы рок-н-ролла (группа ABBA, мюзикл MAMMA MIA!).
В основе сюжета – история соперничества русского и американского гроссмейстеров на фоне холодной войны между двумя сверхдержавами, СССР и США.
Большая игра – и две женщины, которые неожиданно меняют весь ее ход. Эмоциональный накал происходящего на сцене захватывает с первых минут: любовь и ненависть, победы и поражения, преданность и предательство, всемирное признание и полное одиночество.
Сюжет, вдохновением для которого послужили исторические события, никого не оставит равнодушным.
Режиссер-постановщик – Евгений Писарев, в главных ролях: Александр Суханов, Анастасия Стоцкая, Александр Бобров, Анна Гученкова, Юлия Ива, Кирилл Гордеев, Александр Казьмин и другие.