«Управляй этим»: 50 оттенков домашнего менеджмента, который мы не замечаем
У женщин такой вопрос удивление вызывает редко. Обычно мы точно знаем, когда последний раз была стирка, разобраны ли после неё вещи или ещё висят на сушилке, и нет ли среди них какой-нибудь Очень Важной Кофточки, которую к завтрашнему утру непременно нужно отутюжить, и ещё найти и приколоть георгиевскую ленточку, потому что дочке именно в ней и в белых гольфах до колена (и никаких колготок!) предстоит читать стихи про журавлей на празднике для ветеранов.
На каждом шагу
Кофточками, разумеется, дело не ограничивается. Помните, у Шерлока-Камбербэтча были Чертоги разума — эдакая ментальная карта местности, на которую наносятся воспоминания? А вот у женщин, как у Алисы, есть своё Зазеркалье, где можно поговорить со сливовым пудингом, бараньим боком да и вообще практически любым предметом.
Вот я иду на кухню, чтобы сделать себе кофе. По пути мне встречается ноутбук, лежащий на столе: «Ты помнишь, что тебе надо заказать для меня новый жёсткий диск? И загугли, кстати, разницу между SATA и PCI-E!» С холодильника подмигивает роутер: «Начало месяца, не забудь оплатить интернет!» Пачка молока напоминает, что она последняя, и вообще уже суббота — день Х, когда следует открыть приложение и заказать продуктов на неделю. Взятый в руки телефон бухтит: «А ты помнишь про утреннее письмо от аптеки? Лекарство для мамы снова есть в продаже, надо заказать пять, нет, десять упаковок — вдруг опять пропадёт?» Телевизор и полки тихонечко шепчут, что пора вытереть пыль, но с ними я сегодня разговаривать не планирую — есть задачи поважнее.
Считается, что вести домашнее хозяйство сейчас легко. Мультиварка сама готовит, стиральная машина полощет вещи, а робот-пылесос собирает пыль и крошки с пола, пока хозяйка пьёт кофе. Вот раньше-то это была работа, даже Работища! В очередях стояли часами, пол мели веником, стирали руками — и хорошо, что в ванной, а не в проруби, как наши прабабки. Сейчас на домашние обязанности и жаловаться неприлично — такие они стали необременительные.
Но вот в чём проблема: мультиварка — это всё ещё кастрюля, пусть и более удобная. Она не ходит в магазин и не думает, что, когда и в каком количестве приготовить. Её не беспокоят вопросы разнообразия и пользы, и не она, а мы держим в голове продукты, которые едят муж-аллергик, отец-гастритчик и сын, который, слава Асклепию, здоров, но слегка капризен.
Невидимый труд
Говоря о домашней работе, люди всегда имеют в виду физические действия, но почти никогда не вспоминают, что есть ещё менеджмент. Никто не удивляется, когда нанимают помощника руководителя, который будет планировать его день, вовремя напоминая о встречах. Привычны и вакансии «офисной хозяйки», которая следит, чтобы в кулерах не кончалась вода, в принтере — бумага, а в туалетах — освежитель воздуха. Но почему-то стоит женщине упомянуть, что бытом даже небольшой семьи тоже надо управлять, как над ней начинают смеяться: ты что, директор металлургического завода?
Спросите любую владелицу небольшого бизнеса, сколько рабочих и домашних задач ей приходится держать в голове в течение дня, и выяснится — их примерно одинаковое количество. Надо составить график отпусков сотрудников, но и список кружков ребёнка тоже напоминает табло прилётов-вылетов в аэропорту. Нельзя забыть про документы для налоговой, но и коммуналку необходимо платить вовремя. Следует привезти расходники в свой небольшой магазин, иначе работа встанет, но и про продукты забывать не стоит: хорошая семья — сытая семья.
Зайти в аптеку, протереть раковину, собрать ланч-бокс на утро, вызвать мастера посмотреть стиральную машину, запустить робот-пылесос, записать маму к врачу, а ребёнка — к парикмахеру, выскочить на небольшой рынок возле дома за фруктами, составить список продуктов и меню на неделю, разобрать покупки, проинспектировать запасы бытовой химии, погулять с собакой, повесить свежие полотенца в ванной — таких мелких, но обязательных задач в жизни любой семьи даже не десятки, а сотни.
Выполнить их все самой невозможно. И без делегирования, которое упоминается в каждом учебнике по управлению, не обойтись.
Командная работа
Вернёмся к нашей гипотетической хозяйке небольшого бизнеса: пусть это будет, например, Валентина Фёдоровна — владелица небольшой площадки детского творчества в торговом центре. Валентина Фёдоровна не может каждый день 12 часов работать в качестве сотрудницы, и нанимает для этого других людей. Она отлично знает, как важно выбрать правильного человека. Если работница опоздает, то Валентина получит большой штраф от торгового центра. Если на столе вовремя не уберут разбросанные грязные кисти, то родители, поморщившись, утянут детей, которые хотят порисовать. Если Валентине вовремя не позвонят и не скажут, что закончился зелёный акрил, ребёнок не раскрасит свою копилку до конца и расстроится. И существуют еще десятки таких «если».
Быт устроен также. Тот, кто готовит, зависит от человека, ответственного за покупки. Пропылесосить пол можно, только если на нём не раскиданы игрушки. Гладят только чистые рубашки. Сортировка вещей для стирки занимает мало времени, лишь когда эти вещи не надо собирать по всему дому.
И если с нерадивыми сотрудниками разговор короткий, то в семье всё совсем по-другому. Мужа не пропесочишь на планёрке, не объявишь ему строгий выговор, не оштрафуешь и не уволишь. Наоборот, мы постоянно слышим советы хвалить за каждое вынесенное мусорное ведро так, словно супруг только что получил Нобелевскую премию мира. Это-де единственный верный способ мотивации мужчины к выполнению домашней работы. Ругать нельзя: обидится и больше к ведру не подойдёт! Критиковать надо осторожно, перемешивая замечания с похвалой: «Милый, ты купил превосходную картошку, но сходи в магазин ещё раз, потому что она — свёкла».
Если вдруг что-то недоделано, то обижаться тоже нельзя. Мужчина помыл посуду, не заметив ни грязной сковородки на плите, ни пустой кастрюли от супа рядом с раковиной? Он не виноват, это всё жена, которая не дала чётких инструкций. Как-то я видела пример «правильных» рекомендаций, как мыть чашки: они занимали целую страницу. Учитывались все нюансы от «собрать чашки во всех комнатах» до «протереть следы от донышек на столе, если они остались».
Не знаю, помогла ли эта инструкция женщине, её придумавшей. Но потратить на неё пришлось наверняка полчаса, бросив их в копилку домашнего менеджмента Шрёдингера: жить без него нельзя, но и замечать его никто не хочет.
И хорошо, если такими советами пользуются. Бывает и так, что мужчина уходит в магазин с подробным списком продуктов, но на входе решает, что гораздо проще позвонить жене — пусть диктует в прямом эфире! И вот она уже фактически идёт с ним по супермаркету, судорожно вспоминая перечень из 28 пунктов. А если после в пакетах не найдутся помидоры и зубная паста, то кто виноват? Конечно же, та, которая «рулила» процессом!
По домашнему менеджменту издают книги, которые расходятся миллионными тиражами. На форумах FlyLady девушки пишут треды на тысячи сообщений, делясь своими лайфхаками. И в то же время сами женщины часто говорят, как всё легко: «Ой, девочки, ничего сложного! Я вот с детства читаю книги по домоводству, и всё успеваю». Но постойте-ка! Разве то, что мы учимся управлять бытом с детством, не говорит о том, что это не самая простая задача?
Так что давайте перестанем обесценивать собственный труд. Домашняя работа — это не пустяки, занимающие полчаса в день, а сложная задача, требующая и планирования, и организации, и координации, и контроля. А домохозяйка — это не только повариха и уборщица, но и умелый управленец. И те, кто этого не понимает, заслуживают не хвалебных од за вымытые чашки, а сатирических лимериков.
Фото: Getty images