То ли девочка, то ли виденье: жутковатая «ожившая кукла» из Японии
Лулу ведет свои соцсети, и сейчас у нее около 45 тысяч подписчиков. Одетая, как правило, в черно-белую форму и чепец горничной, она похожа на любую другую девушку: на этом снимке Лулу хвастается новым украшением, вот сидит в кафе, задумчиво глядя вдаль, а тут шепчется с подругой. Лулу одевается «как Лолита». Эта мода зародилась в 70-е годы. «Стиль Лолит» сочетает в себе костюм викторианской эпохи и элементы детского платья. Лолиты скромные и сдержанные. И в то же время в глубине души «испорченные». Такова и Лулу.
На самом деле Лулу не существует, она всего лишь персонаж, ростовой костюм, надетый на живого человека.
Облачение Лулу состоит из парика, маски, чулок и длинных перчаток с нарисованными в местах суставов шарнирами. Лулу выглядит так, как хотели бы выглядеть многие японки.
«Мне всегда нравились куклы, — говорит Хитоми Комаки, модный дизайнер, создательница Лулу, — они для меня являются воплощением "милоты"".
Комаки создала костюм, который буквально превращает человека в куклу: если Лулу стоит неподвижно, невозможно определить, кто перед тобой - живой человек или кукла. «Многие люди называют мой проект фетишем, — признается Комаки, — но для меня это не фетиш, а мода. Все равно как носить милую одежду, наклеивать ресницы...»
В мире костюм Лулу существует в единственном экземпляре, но «внутри» могут сидеть разные люди: танцоры, модели или дизайнеры. Личность того, кто скрывается под маской, всегда хранится в тайне. Чулки с нарисованными на них шарнирами были разработаны дизайнером Ко Уэно. «Я хочу, чтобы та женщина, которая наденет эти чулки, изменилась, — говорит Уэно. — Хочу, чтобы она пережила нечто невероятное, "иномирное", искусственное, чтобы она ощутила себя куклой».
Лулу даже вышла в полуфинал японского конкурса красоты Miss iD, сумев обогнать около 4 000 участниц. Это конкурс для «нелюдей»: в нем участвовал и искусственный интеллект, и персонажи, созданные с помощью трехмерной графики.
Фанатов привлекает способность Лулу размывать грань между настоящим и поддельным.
Мило-мило-мило
Но что так «цепляет» японцев в Лулу? Наверное, чтобы понять, почему именно этот образ стал фетишем и примером для подражания тысяч японцев, нужно быть японцем. Ведь, с точки зрения большинства европейцев, Лулу выглядит скорее пугающе, чем привлекательно.
Для кого-то вроде Лилу у японцев есть специальное слово — «каваи». Оно представляет собой нечто большее, чем популярное восклицание персонажа аниме. Это целая эстетическая философия, культурный феномен и часть национальной и гендерной идентичности. Вот о гендерной идентичности стоит сказать подробнее.
Чтобы быть красивой, необходимо быть еще и каваи. Для этого японки говорят высокими милыми голосами, мило хихикают и одеваются в милую одежду: рюши, банты и гольфы. То есть ведут себя как большие дети. Японка не должна быть грубой или напористой. Напротив, она должна быть скромной и сдержанной. Если ты когда-нибудь окажешься в Японии, то заметишь, что даже речь мужчин и женщин отличается друг от друга. Мужчины делают свои голоса нарочито низкими и крикливыми, а женщины, напротив, говорят неестественно высоко.
Вернемся к Лулу.
Она, безусловно, каваи. Не считая ее стиля, у Лулу есть все, чтобы быть образцом красоты и кротости: у нее светлая кожа, большие глаза с длинными ресницами и тонкие пальцы. А еще она никогда не постареет, у нее нет темных кругов под глазами, черных точек на носу или прыща на лбу. И никогда не будет, потому что она — само совершенство, у нее нет физических изъянов, а выглядит она как персонаж-аниме.
К тому же Лулу — кукла и похожа скорее на девочку, чем на взрослую женщину, что, разумеется, каваи.