Судьбы красавиц со знаменитых портретов русских художников

Они смотрят отстраненно или высокомерно, они погружены в себя или случайно заметили в толпе зрителя и ответили ему открытым взглядом. Они смотрят на нас через века. Но кем были женщины, которых художники избрали своими музами?

«Портрет Марии Лопухиной», Владимир Боровиковский

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надменной красавице, графине Лопухиной, в девичестве Толстой, которая совсем недавно вышла замуж, на этом портрете всего 18. Портрет заказал художнику новоиспеченный муж Марии, егермейстер Павла I Степан Лопухин, чтобы поразить невесту своей щедростью, а красоту ее сохранить для потомков. На картине лицо девушки пышет здоровьем: на щеках играет румянец, глаза игриво блестят. Она изображена на фоне природы, и цвет васильков на заднем плане перекликается с цветом ее пояса.

Брак Лопухина и Марии был несчастливым. Детей пара не нажила, а спустя всего пять лет после написания картины Лопухина скончалась от чахотки. С тех пор вокруг картины ходила дурная слава: говорили, что любая, кто взглянет на него, тоже вскоре умрет. Поговаривали даже, что отец девушки Иван Толстой, известный мистик, каким-то образом перенес душу девушки в портрет. Было время, когда картину убрали подальше от человеческих глаз, чтобы уберечься от несчастья, пока ее не отыскал сам Третьяков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Всадница», Карл Брюллов

«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает...» — писал Александр Пушкин. Но стихотворение посвящено не героине картины Джованине Пачини, а ее матери Юлии Самойловой.


Репродукции динамичного полотна Брюллова висели в каждой квартире. Картину заказала многолетняя любовница художника Юлия Самойлова — ее фамилия написана на собачьем ошейнике.
Первый брак Самойловой сложился неудачно, и после смерти мужа она перебралась в Италию. За ней последовал и Брюллов. Там Юлия стала любовницей знаменитого композитора Джованни Пачини. Его дочери, Амацилия (младшая) и Джованина, стали ее приемными детьми. Любопытно, что по документам у композитора была всего одна дочь...
Юлия Самойлова скончалась в нищете в Париже, а дальнейшая же судьба ее воспитанниц неизвестна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Красавица», Борис Кустодиев

Художник написал эту картину в разгар страшной болезни — опухоли спинного мозга. В качестве натурщицы Кустодиев пригласил позировать ему уже тогда известную актрису МХТ Фаину Шевченко. Театральный критик Марков писал тогда о ней: «Ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ответ на предложение позировать голой, пускай даже известному художнику, актриса воскликнула: «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» Но в конце концов согласилась.

На картине разомлевшая купчиха лежит на ложе среди пуховых подушек. На выставке модель и художник снова встретились. Шевченко отметила: «Очень толстая!» Художник ответил: «Какая есть». И поцеловал её руку.
Фаина сыграла множество ролей в кино и театре, а умерла в глубокой старости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Неизвестная», Иван Крамской

Чего только не говорили об этом портрете, каких только предположений не строили! Красивая женщина, одна, смотрит с вызовом и пренебрежением. Не иначе, как содержанка.
И все-таки самым вероятным предположением о том, кто позировал мастеру, является дочь Ивана Крамского Софья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


О ней известно очень мало, наверняка только одно: «неблагонадежная», репрессирована.
Софья была талантливой художницей, с детства была любимой моделью отца. Вера Третьякова, ровесница Сони, вспоминала о ней: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи... В 16–17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда пришло время, Соня влюбилась — в молодого врача Сергея Боткина. Дело шло к свадьбе, как буквально накануне Сергей разорвал помолвку и женился на подруге Софьи Саше Третьяковой. Софья долго оставалась одна, переживая предательство любимого, и вышла замуж, только став уже известной художницей, в 35 лет за юриста Георгия Юнкера. К сожалению, большая часть картин не сохранились после гражданской войны и революции. Из-за того, что после революции Софья Крамская помогала некоторым своим знакомым из бывшей знати, в 1930 году ее арестовали и обвинили в контрреволюционной пропаганде. Ее отправили по этапу, и хотя через год Софья Крамская получила помилование, через год она умерла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Девочка в маковом венке», Орест Кипренский

Ангельского вида ребенок смотрит на нас с полотна Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке»: на голове — маковый венок, на щеках — нежный румянец, на губах — легкая полуулыбка... Мало кто знает, что на самом деле связывает художника и его юную натурщицу.

Настоящее имя малышки — Анна-Мария Фалькуччи, а прозвище — Мариучча. Встретил ее Кипренский случайно в Италии во время поисков модели для картины «Анакреонова гробница», которая так и не была закончена. За время работы художник привязался к темноглазой малышке, чья болезненная красота глубоко тронула его. Мариучча стала воспитанницей Ореста: он фактически выкупил ее у матери, занимающейся проституцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кипренский и Мариучча расстались, когда художник со скандалом покинул Рим: мужчину обвинили в убийстве натурщицы. Он оплатил пребывание Анны-Марии в Приюте неприкаянных: там и жила девочка 15 лет, пока Орест не вернулся в Италию. Он нашел ее и предложил уже взрослой девушке выйти замуж, и Мариучча согласилась. Брак длился лишь недолго — спустя три месяца художник скончался от воспаления легких.

Анна-Мария вскоре после его смерти родила дочь Клотильду. А спустя несколько лет Мариучча покинула Рим: ее увез в свой родной город новый муж. По словам историков, после этого «всякая связь соотечественников с вдовой и дочерью Кипренского оборвалась навсегда».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дама в голубом», Константин Сомов

Фото: Википедия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На картине запечтлена Елизавета Михайловна Мартынова, родившаяся в 1868 году в Петербурге в семье врача. Еще в детстве Елизавета брала уроки живописи и мечтала стать профессиональной художницей, а когда ей исполнилось 22 года, это стало возможным: в 1980 году женщинам впервые разрешили сдавать вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств.

Студентками становились немногие — после первого набора в Академию попали всего 14 студенток и вольнослушательниц, и одной из них была Мартынова. Во время учебы она и познакомилась с Константином Сомовым, который написал ее портрет.

Уже во время создания «Дамы в голубом» Мартынова начала лечиться от чахотки — по бледной коже и темным кругам под глазами видно, что девушка нездорова. Полотно писалось медленно — из-за болезни Елизаветы Сомов был вынужден делать длительные перерывы. Одновременно Мартынова стала моделью для еще одного художника: Филипп Малявин начал писать картину «Больная» с Мартыновой в облике больной женщины в постели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мартынова просила Сомова не продавать портрет — когда художнику поступило предложение от Третьяковской галереи, она писала: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги».

Сомов не прислушался к мнению Елизаветы: в 1903 году он продал картину — до сих пор она находится в Третьяковской галерее в Москве. Умерла Елизавета в 1905 году — ей было всего 27 лет.