Судьбы красавиц со знаменитых портретов русских художников
«Портрет Марии Лопухиной», Владимир Боровиковский
Надменной красавице, графине Лопухиной, в девичестве Толстой, которая совсем недавно вышла замуж, на этом портрете всего 18. Портрет заказал художнику новоиспеченный муж Марии, егермейстер Павла I Степан Лопухин, чтобы поразить невесту своей щедростью, а красоту ее сохранить для потомков. На картине лицо девушки пышет здоровьем: на щеках играет румянец, глаза игриво блестят. Она изображена на фоне природы, и цвет васильков на заднем плане перекликается с цветом ее пояса.
Брак Лопухина и Марии был несчастливым. Детей пара не нажила, а спустя всего пять лет после написания картины Лопухина скончалась от чахотки. С тех пор вокруг картины ходила дурная слава: говорили, что любая, кто взглянет на него, тоже вскоре умрет. Поговаривали даже, что отец девушки Иван Толстой, известный мистик, каким-то образом перенес душу девушки в портрет. Было время, когда картину убрали подальше от человеческих глаз, чтобы уберечься от несчастья, пока ее не отыскал сам Третьяков.
«Всадница», Карл Брюллов
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает...» — писал Александр Пушкин. Но стихотворение посвящено не героине картины Джованине Пачини, а ее матери Юлии Самойловой.
Репродукции динамичного полотна Брюллова висели в каждой квартире. Картину заказала многолетняя любовница художника Юлия Самойлова — ее фамилия написана на собачьем ошейнике.
Первый брак Самойловой сложился неудачно, и после смерти мужа она перебралась в Италию. За ней последовал и Брюллов. Там Юлия стала любовницей знаменитого композитора Джованни Пачини. Его дочери, Амацилия (младшая) и Джованина, стали ее приемными детьми. Любопытно, что по документам у композитора была всего одна дочь...
Юлия Самойлова скончалась в нищете в Париже, а дальнейшая же судьба ее воспитанниц неизвестна.
«Красавица», Борис Кустодиев
Художник написал эту картину в разгар страшной болезни — опухоли спинного мозга. В качестве натурщицы Кустодиев пригласил позировать ему уже тогда известную актрису МХТ Фаину Шевченко. Театральный критик Марков писал тогда о ней: «Ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».
В ответ на предложение позировать голой, пускай даже известному художнику, актриса воскликнула: «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» Но в конце концов согласилась.
На картине разомлевшая купчиха лежит на ложе среди пуховых подушек. На выставке модель и художник снова встретились. Шевченко отметила: «Очень толстая!» Художник ответил: «Какая есть». И поцеловал её руку.
Фаина сыграла множество ролей в кино и театре, а умерла в глубокой старости.
«Неизвестная», Иван Крамской
Чего только не говорили об этом портрете, каких только предположений не строили! Красивая женщина, одна, смотрит с вызовом и пренебрежением. Не иначе, как содержанка.
И все-таки самым вероятным предположением о том, кто позировал мастеру, является дочь Ивана Крамского Софья.
О ней известно очень мало, наверняка только одно: «неблагонадежная», репрессирована.
Софья была талантливой художницей, с детства была любимой моделью отца. Вера Третьякова, ровесница Сони, вспоминала о ней: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи... В 16–17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».
Когда пришло время, Соня влюбилась — в молодого врача Сергея Боткина. Дело шло к свадьбе, как буквально накануне Сергей разорвал помолвку и женился на подруге Софьи Саше Третьяковой. Софья долго оставалась одна, переживая предательство любимого, и вышла замуж, только став уже известной художницей, в 35 лет за юриста Георгия Юнкера. К сожалению, большая часть картин не сохранились после гражданской войны и революции. Из-за того, что после революции Софья Крамская помогала некоторым своим знакомым из бывшей знати, в 1930 году ее арестовали и обвинили в контрреволюционной пропаганде. Ее отправили по этапу, и хотя через год Софья Крамская получила помилование, через год она умерла.
«Девочка в маковом венке», Орест Кипренский
Ангельского вида ребенок смотрит на нас с полотна Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке»: на голове — маковый венок, на щеках — нежный румянец, на губах — легкая полуулыбка... Мало кто знает, что на самом деле связывает художника и его юную натурщицу.
Настоящее имя малышки — Анна-Мария Фалькуччи, а прозвище — Мариучча. Встретил ее Кипренский случайно в Италии во время поисков модели для картины «Анакреонова гробница», которая так и не была закончена. За время работы художник привязался к темноглазой малышке, чья болезненная красота глубоко тронула его. Мариучча стала воспитанницей Ореста: он фактически выкупил ее у матери, занимающейся проституцией.
Кипренский и Мариучча расстались, когда художник со скандалом покинул Рим: мужчину обвинили в убийстве натурщицы. Он оплатил пребывание Анны-Марии в Приюте неприкаянных: там и жила девочка 15 лет, пока Орест не вернулся в Италию. Он нашел ее и предложил уже взрослой девушке выйти замуж, и Мариучча согласилась. Брак длился лишь недолго — спустя три месяца художник скончался от воспаления легких.
Анна-Мария вскоре после его смерти родила дочь Клотильду. А спустя несколько лет Мариучча покинула Рим: ее увез в свой родной город новый муж. По словам историков, после этого «всякая связь соотечественников с вдовой и дочерью Кипренского оборвалась навсегда».
«Дама в голубом», Константин Сомов
На картине запечтлена Елизавета Михайловна Мартынова, родившаяся в 1868 году в Петербурге в семье врача. Еще в детстве Елизавета брала уроки живописи и мечтала стать профессиональной художницей, а когда ей исполнилось 22 года, это стало возможным: в 1980 году женщинам впервые разрешили сдавать вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств.
Студентками становились немногие — после первого набора в Академию попали всего 14 студенток и вольнослушательниц, и одной из них была Мартынова. Во время учебы она и познакомилась с Константином Сомовым, который написал ее портрет.
Уже во время создания «Дамы в голубом» Мартынова начала лечиться от чахотки — по бледной коже и темным кругам под глазами видно, что девушка нездорова. Полотно писалось медленно — из-за болезни Елизаветы Сомов был вынужден делать длительные перерывы. Одновременно Мартынова стала моделью для еще одного художника: Филипп Малявин начал писать картину «Больная» с Мартыновой в облике больной женщины в постели.
Мартынова просила Сомова не продавать портрет — когда художнику поступило предложение от Третьяковской галереи, она писала: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги».
Сомов не прислушался к мнению Елизаветы: в 1903 году он продал картину — до сих пор она находится в Третьяковской галерее в Москве. Умерла Елизавета в 1905 году — ей было всего 27 лет.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале.