Страна немытых туалетов: почему мы никак не научимся элементарной гигиене

«Разруха не в клозетах, а в головах», — говорил профессор Преображенский. Давай разбираться, что именно у нас в головах пришло в упадок, раз в среднестатистический российский общественный туалет страшно зайти без противогаза и костюма химзащиты.
Страна немытых туалетов: почему мы никак не научимся элементарной гигиене
архив

Честно говоря, мы в VOICE не знаем, как обстоят дела с общественными мужскими туалетами, но с женскими всё очень плохо: даже в бизнес- и торговых центрах, офисах и дорогих ресторанах, зайдя в туалет, можно увидеть разруху. Мокрый стульчак, грязные стенки унитаза, брошенная мимо ведра туалетная бумага — всё это в порядке вещей. И что-то нам подсказывает, что в мужских клозетах примерно та же обстановка. Во всяком случае те общественные туалеты, что считаются общими, выглядят и пахнут еще хуже, чем женские. Например, в новеньких пригородных электричках с удобными креслами и кондиционерами стоят все те же металлические унитазы системы «гадим на рельсы», а большинство вагонов в поездах дальнего следования вообще не меняли на новые, и в них туалеты больше похожи на камеры пыток — дышать в них не рекомендуется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом в Сети регулярно появляются посты возмущенных граждан, попавших в больницы: туалеты там еще хуже, чем в поездах, хотя, казалось бы, хуже некуда. Администрация больниц в ответ жалуется на недостаток финансирования и вандалов, которые рисуют на стенах и крадут туалетную бумагу.

В общем, разруха со всех сторон: мы и гадим во всех смыслах этого слова, и за собой не убираем. Перед тем как зайти в общественный туалет, приходится собираться с духом — никогда не знаешь, что там увидишь. Что с ними не так? Давай разбираться!

Дворцы для народа

Первый капитальный публичный туалет в России построили в 1900-х: кирпичное строение на Смоленской площади называли ретирадой (ранее, что забавно, это переводилось как «отступление» или «убежище при отступлении») и пользоваться им не спешили — проще и привычнее было найти кусты или обычные деревянные нужники, которые к тому времени уже были обязаны строить все владельцы доходных домов. Ретирад становилось всё больше, люди привыкали ими пользоваться, но в какой-то момент что-то пошло не так.

После революции в числе прочих радикальных изменений началась стремительная урбанизация: по данным первой всеобщей переписи населения России, в 1897 году городские жители составляли 1/7 населения, а уже к концу тридцатых годов — треть. В первые послереволюционные годы стране было несколько не до общественных туалетов, конечно, но после, что характерно, ничего не изменилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернее, масштабная стройка сталинской эпохи не обошла своим вниманием общественные уборные. Но их проектировали и строили по образу и подобию всего остального — метро, высоток, «народных дворцов». Размером и помпезностью эти туалеты могли поспорить с Мавзолеем, и очереди в них стояли примерно такие, как и на просмотр мумии Ленина, потому что никому не приходило в голову, что общественных туалетов должно быть много. И, главное, что в них должно быть чисто.

Легенда гласит, что большой друг советской власти французский писатель Андре Жид написал книгу «Возвращение из СССР» после того, как приехал в Союз на похороны Горького и попал в общественный туалет. Увиденное так потрясло его, что книга вышла совершенно антисоветской. Андре, книги которого раньше выходили в Союзе мгновенно, теперь вообще не печатали на русском. Неизвестно, насколько легенда правдива в части «ватерклозет в качестве комнаты ужасов», но те из нас, кто застал туалеты позднего СССР, едва ли в ней сомневаются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не о роскоши надо думать!

Впрочем, неясно, как у советских граждан могла появиться привычка к гигиене, если туалетной бумаги в СССР не существовало до 1969 года. Именно так: только через восемь лет после полета Юрия Гагарина в космос государство вдруг задумалось о том, чем же народ великой страны подтирается. Народ подтирался чем мог и сочинял об этом анекдоты:

Диалог в общественном туалете: – Извините, у вас бумажки нет? – Нет. – Тогда червонец по рублю не разменяете?

Поначалу туалетная бумага показалась населению ненужной роскошью и плохо продавалась. А потом мгновенно стала дефицитом: человек, увешанный гирляндой рулонов туалетной бумаги, — популярная карикатура тех лет. Где достал?!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, к чему же мы пришли в момент заката советской империи? Общественных туалетов было крайне мало, и в них было страшно заходить: вонь, грязь, антисанитария. Кроме того, большинство из них стали платными к концу восьмидесятых годов — то есть за сомнительное удовольствие испачкать обувь в чужих физиологических выделениях нужно было еще и заплатить. Нет ничего удивительного в том, что никому и в голову не приходило пользоваться туалетом аккуратно: аккуратности учили только маленьких детей. В ключе «Не наступи, смотри под ноги!», «Не трогай ничего руками!» и «Не вздумай на это сесть!». Впрочем, детей чаще всего старались водить в кустики. Для их нежного обоняния всё это было слишком.

Кабинка для унижений

При этом отсутствовала не только культура непосредственного использования уборных, но и культура отношения к совершенно естественной человеческой потребности. Конечно, неудивительно, что при таком состоянии общественных уборных всё, что связано с выделительной системой организма, считалось грязным и гадким. Но поразительно другое: иногда возникает ощущение, что мы сами делали и продолжаем делать всё для того, чтобы потребность опорожнить кишечник или мочевой пузырь реализовывалась исключительно с элементами унижения человеческого достоинства.

Достаточно вспомнить детские сады, в которых практиковалось коллективное высаживание на горшки.

Затем — школы, где в туалетах никогда не было ни туалетной бумаги, ни мыла, ни сушилок для рук. В начальной школе в кабинках не было дверей — якобы из соображений безопасности (хотя что мешало сделать двери на полметра от пола - загадка). Было ли это очень давно? Нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буквально две недели назад в СМИ появились новости о том, что в школах снимают двери туалетных кабинок — чтобы дети не списывали во время ЕГЭ.

А выучка школьников поднять руку и спросить: «Можно выйти?» – вместо того чтобы просто взять и пойти в туалет? Наверное, каждая может вспомнить школьную легенду о том, как кому-то не разрешили выйти и бедняга оконфузился прямо в классе. Так вот: скорее всего, это была не легенда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кусты и подворотни

Вот те самые места, которыми мы до сих пор не стесняемся воспользоваться, когда приспичит. Знаете почему? Потому что сейчас 2019 год, но ничего вообще не изменилось. В крупных городах можно найти синие кабинки (в которые страшно зайти) или стационарные туалеты на две кабинки (в которые зайти еще страшнее), в небольших нет и того, но в любом случае этих туалетов слишком мало. Есть кафе и рестораны, и теоретически любой человек имеет право зайти и воспользоваться там туалетом, но на практике тебя могут и не пустить. Остаются торговые центры, но, если ни одного ТЦ рядом нет, придется искать подворотню: в таких местах и общественного туалета не найдешь точно. Кстати, если у тебя вдруг нет с собой денег, то тебе туда же — в кусты. Именно тебе: во-первых, ты не в состоянии, как мужчина, помочиться на ближайший угол стоя, а во-вторых, ты в силу строения женской мочеполовой системы не можешь долго терпеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И чтобы не быть голословными: согласно исследованию WaterAid (неправительственная организация, занимающаяся вопросами водоснабжения, санитарии и гигиены) Россия занимает первое место в рейтинге «не бедных, а вполне развитых стран, где тем не менее хуже всего обстоят дела с частными и общественными туалетами» (с). В абсолютных цифрах это означает, что в России свыше 39,4 миллиона человек, или пятая часть населения, не имеют доступа к чистым туалетам. И это касается вовсе не только сельского населения: по показателю численности городского населения без доступа к безопасным и чистым туалетам Россия занимает пятое место — после Индии, Китая, Индонезии и Нигерии. Дела у нас с этим хуже, чем, например, в Республике Конго и Бангладеше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У нас просто нет и не было никакой возможности обучиться культуре пользования уборными. Общественный туалет в нашем сознании — это всегда грязь, вонь и чувство, что тебя унижают. Неудивительно, что даже в чистых туалетах мы порой зависаем над унитазом в позе орлицы, тем самым его пачкая, — это привычка многих поколений. Неудивительно, что даже в чистом туалете нам редко приходит в голову идея убрать за собой — мы приучены ничего там не трогать руками. Неудивительно, что у каждой девушки есть в сумке пачка салфеток: общественный туалет — это тебе не отель, запасной рулон никто не оставит, так что, если до тебя все размотали, как хочешь, так и выкручивайся. Хоть кредиткой подотрись.

Удивительно то, насколько классик был прав: разруха — в головах. Только теперь, пожалуй, причина и следствие поменялись местами: у нас в головах разруха на предмет пользования общественными уборными, потому что в этих самых уборных — мрак и кошмар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: Сенцов Александр/ТАСС, Александр Веревкин/Интерпресс/ТАСС, Getty images, Shutterstock