Советские Мэрилин: трагичные судьбы актрис, которые могли затмить Монро
Хождение по мукам: взлет и забвение Натальи Кустинской
Наталья родилась в семье артистов: ее мать была эстрадной певицей, отец — известным куплетистом-чечеточником. В доме Кустинских всегда было шумно от гостей, чьи имена гремели на всю страну. Лидия Русланова, Клавдия Шульженко и Изабелла Юрьева были для маленькой Наташи просто друзьями родителей.
От мамы Наташе досталась красота, хороший слух и голос, от отца — артистизм и веселый характер. Она отлично пела и танцевала, великолепно читала стихи. С легкостью Наталья поступила во ВГИК и Вахтанговское театральное училище и в конечном итоге выбрала ВГИК.
Свою первую роль она сыграла в 1961 году, еще будучи студенткой, несмотря на то что учащимся строго-настрого запрещали сниматься в кино до получения диплома. Известному режиссеру Григорию Рошалю, который выбрал Кустинскую для своей драмы «Хождение по мукам», никто просто не осмелился возражать.
Уже после дебюта Наталью заметили и заговорили о ее таланте. Однако два года девушка отказывалась от крупных проектов: режиссер Юрий Чулюкин, за которого она вышла замуж, не звал супругу в свои фильмы и запрещал сниматься в чужих. Но в 1963 году Наталья согласилась сыграть роль в комедии «Три плюс два» Генриха Оганесяна — и проснулась знаменитой после оглушительного успеха фильма.
Белокурой красавице слали мешки писем, в каждом киоске «Союзпечати» можно было купить открытки с ее фото. Потом последовали другие фильмы — «Иван Васильевич меняет профессию», сериал «Вечный зов», драма «Стажер» и мелодрама «Шофер на один рейс». Французский журнал Candide включил Наталью в топ-10 самых красивых актрис мира.
Судьба Кустинской сложилась бы иначе, прими она предложение сняться в немецкой ленте «Волшебная гора» по произведению Томаса Манна. Ее партнерами на площадке стали бы Шон Коннери и Шарль Азнавур. Как рассказывала позже Кустинская, ей запретил уехать один из могущественных сотрудников КГБ.
В 80-х годах в жизни актрисы началась черная полоса. Сначала она получила серьезную травму бедра, неудачно спрыгнув со ступенек в мюзикле «Целуй меня, Кэт». Не успела Наталья восстановится, как скатилась с лестницы, когда выходила гулять со своим сенбернаром, собака слишком сильно дернула поводок. Скончался при странных обстоятельствах сын Дмитрий: Кустинская была уверена, что его убили.
После смерти сына актриса впала в депрессию. Наталья страдала от остеоартроза, сильно располнела — от былой красоты не осталось и следа. В 2010 году она упала в ванной и травмировала позвоночник — после этого жизнь одинокой женщины стала еще тяжелее. В декабре 2012 года Кустинская с диагнозом «пневмония» попала в реанимацию Боткинской больницы в состоянии комы, в том же месяце пережила инсульт. Скончалась 75-летняя Наталья 13 декабря 2012 года, не приходя в сознание.
От Канн до «чеса» по провинции: жизнь Нонны Терентьевой
Нонну в зарубежной прессе называли русской Мэрилин Монро. Изящная элегантная красавица не была похожа на большинство советских актрис, игравших ударниц производства и колхозниц.
С первой же попытки Нонна поступила в Щукинское училище. Там же началась ее кинокарьера: она сыграла второстепенную роль в фильме «Бухта Елены», сразу после этого ей предложили главную роль в драме «Самый медленный поезд». Но звездой Терентьева стала после съемок в ленте «В городе С.» по рассказу Чехова. После занятий девушке приходилось выбираться из «Щуки» через черный вход, потому что возле центрального ее поджидала толпы поклонников.
Ленту Иосифа Хейфица «В городе С.» отправили в Канны для показа вне конкурса — так Терентьева впервые попала за границу. Красавица-актриса оказалась в центре внимания западных коллег и режиссеров, ее представили французским звездам Симоне Синьоре и Иву Монтану. Симона сказала, что если бы фильм участвовал в состязании, то Наталья наверняка получила бы приз за лучшую роль.
После Каннского кинофестиваля на юную актрису посыпались предложения от западных режиссеров. Но чиновники отклонили их все: заявили, что Терентьева слишком занята, снимаясь в советских фильмах. Это было правдой лишь отчасти: в 70-х Нонну звали лишь на второстепенные роли. Самым значимым ее проектом в то время стал «Гиперболоид инженера Гарина», где девушка сыграла коварную красавицу Зою Монроз. Именно после этой роли актрису начали сравнивать с Мэрилин Монро и Гретой Гарбо.
В конце 70-х Нонна Терентьева переехала в Киев, где жили ее родители, и поступила на работу в драмтеатр. Там ее не любили: коллеги считали, что ведущие роли доставались актрисе по блату, ведь ее муж был сыном министра. После развода Нонну в коллективе начали травить, и она вернулась в Москву. В 80-х она изредка появлялась на экранах, а зарабатывала концертами, разъезжая по всей стране: Нонна была еще и великолепной певицей.
Терентьева умудрялась великолепно выглядеть, но мало кто знал, что женщина едва сводит концы с концами. Сценические костюмы ей шила мама из старых вещей, и роскошно выглядящие издалека песцовое манто и страусиное боа вблизи оказывались рассыпающимися от старости и побитыми молью.
Умирала Нонна Терентьева мучительно. До самого конца она никому не рассказывала о раке груди, который у нее обнаружили. Дочь Ксению Нонна отправила в США, чтобы та не видела последние дни матери. Скончалась актриса в возрасте 55 лет в 1996 году.
До конца жизни жалела, что отказала Чаплину: история Аллы Ларионовой
Семья Аллы была из простых: отец — служащий пищеторга, мать — завхоз в детском садике. Впервые Аллу пригласили сниматься в массовке, когда ей исполнилось всего 15 лет: тогда-то девочка и поняла, кем она хочет быть. В студенческие годы мечта сбылась — Аллу позвали на роль Любавы в картине Александра Птушко «Садко».
Фильм, вышедший в 1952 году, стал настолько успешным, что актеров пригласили на кинофестиваль в Венецию. Мало того, сказке вручили приз «Серебряный лев», что было в то время невероятным признанием для советского кинематографа.
За Ларионовой в Венеции толпами ходили поклонники и журналисты. Продюсеры и режиссеры, среди которых был даже легендарный Чарли Чаплин, звали ее в свои фильмы. Алла отказывала всем: сопровождающие группу чиновники запретили «идти на контакт» с кинодельцами-капиталистами. Домой девушка возвращалась, с трудом сдерживая слезы: ей дали увидеть прекрасный мир, но запретили в нем жить.
Едва сойдя с трапа самолета, Алла узнала, что ее утвердили на роль главной героини фильма «Анна на шее». После выхода киноленты известность Ларионовой стала запредельной: поклонники караулили ее даже у дома. Актриса и после «Анны» немало снималась — в общей сложности около сорока ролей. Но именно чеховская Анна так и осталась ее самой известной работой.
Личная жизнь Аллы складывалась странно. Еще в студенческие годы она была влюблена актера Николая Рыбникова, однако тот девушку просто не замечал. Став известной, актриса закрутила роман с актером Иваном Переверзевым — какое-то время они жили вместе. Порвала с Иваном девушка, узнав о его неверности. И сразу после этого в Минск к Алле примчался Николай с предложением руки и сердца. Не смутила его даже беременность невесты: он пообещал, что будет любить ребенка как своего. И не соврал — вместе супруги прожили 33 года, а первая дочь Аллы Алена отцом считала именно Николая.
В 1970-е годы популярность Ларионовой сошла на нет. До конца жизни Алла жалела, что отказалась сниматься у Чаплина. Чтобы не увязнуть в грустных воспоминаниях, женщина ездила по стране со спектаклем «Деньги, коварство, любовь» с Театром имени Евгения Вахтангова. После приезда в Москву с гастролей вечером 25 апреля 2000 года Алла легла спать и... не проснулась. Причиной смерти стал обширный инфаркт, актриса не дожила год до своего 70-летия.
Озвучка мультфильмов вместо работы в Голливуде: как сложилась жизнь Надежды Румянцевой
Ее называли «Чаплином в юбке» и «русской Джульеттой Мазиной», но мы все помним Надежду Румянцеву как Тосю Кислицыну из «Девчат» и Людмилу Добрыйвечер из «Королевы бензоколонки». Но мало кто знает, что после этих ролей Надежду звали сниматься за границу.
Родилась Надя в небольшой деревне в Смоленской области. Ее отец был проводником поезда, мать — домохозяйкой. Девочка никогда не мечтала стать актрисой, а театральный вуз выбрала лишь потому, что не надо было сдавать физику и математику — с этими предметам школьница никогда не ладила.
На экзаменах Надя покорила комиссию пылким монологом Фамусова из пьесы Грибоедова «Горе от ума». Позже Румянцева признавалась, что была уверена в провале и потому решила не сдерживаться и выложилась на все сто процентов. Так Надежда стала студенткой ГИТИСа.
Первую роль в кино Румянцева сыграла, еще учась в институте. Для фильма «Навстречу жизни» она месяц изучала токарное дело. А еще девушка соврала, что умеет управлять моторной лодкой и в итоге перевернулась на ней. Это стоило Румянцевой нескольких дней в больнице, но в целом эпизод закончился благополучно.
С 1952 года Надежда Румянцева ежегодно снималась минимум в одном фильме. Всего она сыграла 37 ролей, но всесоюзный успех ей принес образ Тоси в культовой киноленте «Девчата». Фильм имел успех и за границей. В Голливуде заметили талант Надежды: несколько раз ей присылала приглашения поработать в США. Румянцева их даже не получила: правительство за актрису ответило, что, мол, благодарю, но очень занята на родине.
Закрепила успех Надежды комедия «Королева бензоколонки»: зрители полюбили Людмилу Добрыйвечер не меньше, чем Тосю. Посмотрело ленту 34 миллиона зрителей — это сделало фильм вторым по популярности в СССР после «Кавказской пленницы».
После 1967 года Надежда почти перестала сниматься в кино: она сопровождала мужа-дипломата в его поездках. После возвращения в СССР Румянцева занималась озвучкой мультфильмов и зарубежных сериалов. «Зита и Гита», «Терминатор», «Унесенные ветром», «Анжелика и король», «38 попугаев», «Привет мартышке», «Бабушка удава», «Утиные истории» — везде можно услышать ее голос. А вот к озвучке «Ну, погоди!» Надежда вопреки расхожему заблуждению непричастна: путаница возникла из-за схожести фамилий Надежды Румянцевой и Клары Румяновой.
Последней работой Надежды стала роль Марьи Ивановны в комедии «Нечаянная радость», где она сыграла в вместе с Арменом Джигарханяном. Артистке тогда было 75 лет. Умерла Надежда после долгой и тяжелой болезни на 78-м году жизни.
Мы никогда не узнаем, что было бы, согласись кто-то из этих артисток принять предложения западных режиссеров. Вполне возможно, что они могли бы конкурировать со знаменитой Мэрилин Монро, ведь талант, красота и очарование советских актрис не подлежат сомнению, и наверняка их полюбили бы не только у нас, но и за рубежом.
Раньше мы рассказывали, как сложилась судьба знаменитой Гюльчатай и почему советская Золушка пыталась убить себя, и показывали, как выглядели полные советские звезды в молодости.
Фото: East News, Б.Виленкин и Г.Тер-Ованесов/ТАСС, Григорий Байль/ТАСС