Служенье муз: 8 знаменитых балерин, изменивших историю

Балерин в России всегда боготворили. Им посвящали разные произведения искусства – от стихов до фильмов, от песен до скульптур.

Музей керамики в «Кусково» показал VOICE свои коллекции фарфоровых статуэток и заодно рассказал историю самых известных балерин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мари-Анн де Камарго

Прима парижской Королевской академии музыки Мари-Анн де Камарго (1710-1770) спровоцировала революцию в балете и моде XVIII века. До неё танцовщицы вышагивали по сцене в юбках до пят, а все сложные прыжки выполняли мужчины. Чтобы разнообразить свой прыжковый репертуар, Камарго первой укоротила балетную юбку, обнажив щиколотки. Неслыханную по тем временам вольность на грани скандала подхватили парижанки, и длина женских юбок медленно поползла вверх. Позднее Камарго отказалась и от каблуков, дав ещё один импульс к развитию парижской моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мария Тальони

Ещё одна «революционерка» из парижской Гран-Оперы, балерина в третьем поколении Мария Тальони (1804-1884) — первая танцовщица, которая надела балетную пачку и встала на пуанты. Это случилось в балете «Сильфида», написанном специально для Марии её отцом Филиппо Тальони.

Мария гастролировала по всей Европе, в 1837-м на три года приехала в Россию, и вскоре весь Петербург лежал у её ног. Рассказывают, что несколько экзальтированных русских поклонников выразили свою любовь к ней весьма странным образом: за 200 рублей (за эту сумму можно было получить восемь батистовых манишек, 200 фунтов чая или 600 гусей) они купили её пуанты, чтобы сварить их, приправить соусом и съесть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После смерти звезды у танцовщиков возник обычай оставлять свои первые пуанты на могиле Тальони в Париже. Довольно часто они ошибаются кладбищем и вместо Пер-Лашез, где похоронена Мария, пуанты несут на Монмартр к могиле её матери Софии.

Фанни Эльслер

Главной соперницей Тальони в то время была ещё одна прима Гран-Оперы — Фанни Эльслер (1810-1884). Их сравнивали все, но, пожалуй, наиболее эффектно это сделал французский писатель и балетоман Теофиль Готье, назвавший Тальони христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой.

Если первую носил на руках Петербург, то вторую боготворила Москва. До России Эльслер добралась в 38 лет по личному приглашению Николая I и, несмотря на возраст, протанцевала три сезона. Когда во время прощального бенефиса она играла Эсмеральду, публика бросила на сцену три сотни букетов, из которых во втором акте для героини устроили лежанку. В ответ в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного Феба, Эльслер сложила слово «Москва».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за шквала оваций и рыданий в зале выступление едва на этом не завершилось. А после спектакля поклонники впряглись в коляску вместо лошадей и на себе довезли приму до её дома. Для некоторых государственных чиновников участие в этом действе, которое сопровождали разные дурачества, закончилось увольнением со службы. Тронутая московским приёмом Эльслер объявила, что завершает в Москве свою карьеру. Она пообещала, что выйдет на сцену ещё лишь раз, чтобы попрощаться с родной Веной, и сдержала слово.

Софья Фёдорова

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это творение скульптора Наталии Данько, существующее в нескольких вариантах росписи, было неизменным хитом международных выставок фарфора в 1920-х и выпускалось с перерывами до начала 1950-х.

В историю балета вдохновившая появление этой работы Софья Фёдорова (1879-1963) вошла как Фёдорова Вторая, поскольку, когда её приняли в труппу Большого театра, в кордебалете уже была её однофамилица. Техника этой цыганки по крови была не без изъянов, но благодаря бурному темпераменту и искусству перевоплощения её характерный танец приводил зрителей в экстаз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танцуя Жизель в апреле 1913 года, Фёдорова напугала публику слишком натуралистичным изображением сумасшествия и смерти своей героини. Балерина так глубоко погрузилась в роль, что её стали преследовать сильные неврастенические припадки, которые позднее развились в болезнь. Вскоре ей пришлось всё больше времени проводить в психиатрических клиниках и всё меньше — на сцене. Когда Фёдоровой становилось лучше, с ней желали работать такие знаковые фигуры, как Анна Павлова и Сергей Дягилев. Однако болезнь взяла своё.

Анна Павлова

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В собрании керамики «Кусково» есть сразу две знаменитые фарфоровые скульптуры, посвящённые великой Анне Павловой (1881-1931). Скульптор Серафим Судьбинин запечатлел балерину в образе Жизели в сцене гадания из одноимённого балета. Работая над эскизами во время гастролей труппы Павловой в Англии в 1913 г., он стал свидетелем начинавшейся павломании, вскоре охватившей весь мир.

Судьбинин писал в Петербург, что «один Лондон в один день раскупит 500 экземпляров. Популярность Павловой здесь громадная, а после ряда статей в лондонских журналах о том, что её фигура будет выполнена на Императорском фарфоровом заводе, здесь только и ждут появления этой работы в свет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В советское время модель Судьбинина выполнялась с разными вариантами росписи, однако самый правильный — кусковский, в точности копирующий костюм, сделанный по эскизу известного художника Леона Бакста.

Другая статуэтка стала данью памяти великой балерине, скончавшейся во время гастролей в Гааге в 1931 году. Скульптор Наталия Данько сделала её по фотографии 1915 года. Она выбрала образ «Умирающего лебедя», который принёс Павловой мировую славу и стал символом русского балета. Говорят, что последними словами балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Тамара Карсавина

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имя Тамары Карсавиной (1885-1978) в наши дни знакомо лишь знатокам балета, но в начале XX века она не уступала в известности Павловой. По сути, две эти примы, танцовщик Вацлав Нижинский, балетмейстер Михаил Фокин и антрепренёр Сергей Дягилев и превратили словосочетание «русский балет» в бренд, который узнал весь мир.

Она позировала Валентину Серову, Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Сергею Судейкину, Зинаиде Серебряковой, ей посвящала стихи Анна Ахматова, а в 1914 году в честь неё был выпущен поэтический сборник «Букет для Карсавиной», составленный из стихов модных поэтов того времени. Образ балерины проник и в английскую литературу: герои Агаты Кристи восхищаются Карсавиной в детективе «Таинственный мистер Кин», лично знакомый с танцовщицей автор «Питера Пэна» Джеймс Барри вывел её в пьесе «Правда о русских танцорах» под именем Каррисима.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шедевральную фигуру исполняющей арабеск Карсавиной выполнил по заказу Императорского фарфорового завода всё тот же Судьбинин. В одном варианте балерина касается постамента только носком опорной ноги, в другом, оригинальном по замыслу, её поддерживают два херувима. Именно этот вариант находится в собрании «Кусково».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Галина Уланова

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именем одной из величайших балерин XX века Галины Улановой (1909-1998) названы астероид, крупный алмаз и сорт голландских тюльпанов, ещё при жизни ей поставили памятники в Стокгольме и Ленинграде.

Памятник Улановой в столице Швеции открыли в марте 1984 года перед единственным в мире Музеем танца. Эта скульптура — бронзовая копия фигурки балерины в роли Одетты из «Лебединого озера», воплощённой в фарфоре на Ломоносовском заводе в 1951 году. Автор миниатюры — скульптор Елена Янсон-Манизер, известная своей любовью к балету. За свою творческую карьеру она посвятила ему более сотни работ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Янсон-Манизер попросила Уланову позировать после того, как впервые увидела молодую солистку Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в роли Марии в постановке «Бахчисарайского фонтана». Так в 1936 году появилась фарфоровая «Танцовщица», а в центральных парках Москвы и Ленинграда — бронзовые «Балерины», сохранившиеся до наших дней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1950-х Янсон-Манизер подготовила целую серию фарфоровых фигур мастеров балета того времени. Достойное место в ней заняли образы Улановой — Тао Хоа из балета «Красный цветок», Джульетта из «Ромео и Джульетты», умирающий лебедь и Одетта из «Лебединого озера».

Майя Плисецкая

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того как Галина Уланова завершила карьеру в 1960 году, примой Большого театра стала Майя Плисецкая (1925-2015). Несмотря на разницу в возрасте в 14 лет, двух великих балерин многое связывало. И ту, и другую учила известная в прошлом танцовщица Елизавета Гердт, на пару они исполняли главные женские роли в балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок», их фарфоровые миниатюры оказались бок о бок и в балетной серии Елены Янсон-Манизер. Эти фигурки стоящих на носках танцовщиц словно продолжали линию, начатую статуэткой судьбининской Карсавиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Балетом, прославившим Плисецкую, было «Лебединое озеро», но скульптор остановилась на её образе героини «Раймонды». Это была первая главная роль Майи в Большом, она станцевала её в 1945 году, после войны. Потом мемуарах Плисецкая писала: «В журнале "Огонёк" на одной̆ странице с репортажем о победах футболистов московского "Динамо" в Англии, после портретов великого Боброва, Бескова, Хомича, Семичастного, — мои шесть балетных поз из "Раймонды". И седьмая — такая нелепая, со смущённой̆ полуулыбкой̆ — фотография в жизни... И маленькая заметка о появлении новой̆ балерины в труппе Большого театра. Я по-детски счастлива».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Балерина запомнила на всю жизнь ещё одно выступление в «Раймонде». Дата врезалась в её память — 4 марта 1953 года, за день до смерти Сталина. Накануне по радио обнародовали бюллетень о здоровье вождя, из которого было понятно, что дни его сочтены. Люди вокруг надеялись на чудо, а Плисецкая танцевала в тот вечер, желая этой смерти всеми фибрами души — её отца расстреляли в 1938-м как шпиона и предателя, а мать осудили на восемь лет и отправили на вольное поселение с грудным ребёнком на руках, младшим братом балерины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виолетта Микитина, заведующая отделом керамики и стекла Музея-усадьбы «Кусково»:

«Балет и особенно образ балерины вдохновляли художников во все времена. Первые фарфоровые скульптуры танцовщиц появились в Европе в середине XVIII века. В России в первой половине XIX века миниатюры изображенных в танце балерин создавались на частных заводах Гарднера и Попова. Особенного мастерства в передаче художественного образа знаменитых прим — Павловой, Карсавиной, Улановой, Плисецкой — достигли мастера Императорского фарфорового завода (в СССР — Государственного фарфорового завода им. М. В. Ломоносова), передав в своих работах их естественную грацию, пластику, индивидуальность и портретное сходство с каждой из них. Эти и многие другие скульптуры балерин XVIII-ХХ века можно увидеть в коллекции Музея керамики в усадьбе Кусково».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Материал подготовлен при участии МОСГОРТУРа.