«Сальса — это комьюнити»: как танцы изменили мою жизнь
В вуз я поступала в 2000-м году, когда страх безденежья, пропитавший всё вокруг в 90-е, сформировал твердое убеждение: если есть хоть какие-то способности, надо идти на «денежные» специальности. Так я сначала оказалась на юрфаке, затем защитила диплом по теме, не вызывающей у меня ничего, кроме зевоты, а потом попала в финансовое право и смирилась с тем, что интересно уже не будет.
Это не воспринималось как трагедия, потому что «так у всех». Я читала килограммами фантастику и фэнтези, тусовалась с реконструкторами и изредка ездила за границу, каждый раз возвращаясь оттуда в глубокой задумчивости. Было понятно, что я хочу жить совсем иначе, но тогда мне почему-то казалось, что изменить то, что есть, невозможно.
Я пишу этот текст из кафе, через витрину которого видно Средиземное море, и в котором играет сальса, совсем не подходящая к стилю заведения. Именно с сальсы началась дорога, благодаря которой я четвертый год живу в Испании, одиннадцать лет — официально не юрист, и восемнадцать лет утвердительно отвечаю на вопрос: «Вы танцуете?»
Как заверте...
В тот бар мы с подругой, две двадцатилетние студентки, попали случайно — не прошли «фейсконтроль» в клуб, куда собирались, и отправились кутить в первое попавшееся место. Играла условно латиноамериканская музыка, и я застряла на танцполе до утра. Ни мой рост под 180, ни вопиющее отсутствие навыков никому не мешали. Меня кружили, укладывали в красивые поддержки и засыпали комплиментами. Атмосфера так мне понравилась, что я начала ходить в бар почти каждый день.
Спустя несколько месяцев новые танцующие знакомые стали водить меня по сальса-вечеринкам, которые нанесли довольно болезненный удар по моему самолюбию. Стало заметно, что танцевать я не умею, а за красивые глаза приглашают только латиноамериканцы, и то не все. Я поняла, что «оно само» не работает, и надо идти учиться. Школу я нашла, спросив парочку самых лучших танцоров, где занимались они.
Спустя буквально пару лет у меня впервые спросили, почему не преподаю сальсу. «А действительно», — подумала я и открыла школу, набрав кубинских инструкторов и начав стремительно развиваться сама. Студия просуществовала год, вымотав мне нервы административными вопросами и специфическим кубинским взглядом на обязательства. Зато в процессе я поняла, что хочу просто учить: дайте мне зеркало, зал, людей и отойдите! Так я ушла в найм уже в танцах, не переставая при этом работать финансовым аналитиком.
Следующие несколько лет прошли в бесконечном движении: несколько школ в Москве, первые мастер-классы в других городах, потом — в других странах. За свою преподавательскую карьеру я успела потанцевать в Испании и на Байкале, в уральских лесах и нежно любимом Тбилиси, в зубодробительно холодном и потрясающе душевном Красноярске, в раздолбайском Сочи, эпичном Будапеште... Как-то из любопытства составила список — вышло больше 30 городов, и это я не считала фестивали.
Накануне своей свадьбы я зажмурилась и бросила работу в офисе, и впервые за полтора года выспалась. Но вместо того, чтобы танцевать и преподавать в расслабленном режиме, начала организовывать афро-кубинские фестивали. И родила ребёнка, протанцевав до 38-й недели беременности.
Вода дала, вода взяла
Танцы ушли из моей жизни также спонтанно, как вошли в нее. В Испанию я переезжала с оптимистичным планом по-быстрому устроиться, помочь ребенку адаптироваться и начать работать. Язык у меня был свободный, в Барселоне — куча знакомых танцоров и несколько интересных предложений. Кто же знал, что начнется пандемия... В Каталонии, где карантин и последующие запреты были одними из самых суровых в стране, обанкротились три четверти танцевальных школ, а остальные до сих пор не готовы расширять свои команды.
И хотя я говорю о танцах в прошедшем времени, есть необратимый эффект от них, который останется со мной навсегда. Во-первых, жизнь уже свернула туда, куда свернула. Я ни секунды не жалела о том, что бросила работу «по специальности» и пошла плясать.
Во-вторых, танцы — это коммьюнити. Тёплое, поддерживающее, разбросанное по всему миру. Нам не только всегда есть, с кем выпить кофе в Барнауле или Амстердаме — танцоры лечат зубы, страхуются, консультируются и покупают машины у других танцоров. В сообществе можно быстро найти любого специалиста, от кошачьего окулиста до спелеолога. Сейчас я работаю с текстами, и мои первые заказчики пришли из танцев, а потом привели впятеро больше клиентов.
В-третьих и в-главных, через танцы можно очень глубоко понять своё тело и научиться жить с ним в большей гармонии. И даже если вдруг перестать неистово тренироваться, понимание уже никуда не денется, а навыки всегда можно восстановить — мышечную память и умение учиться никто не отменял.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале.