Эксклюзив в бокале: российское виноделие набирает обороты
Спрос на вина в России постепенно растет. Например, в торговой сети «Пятёрочка» с августа прошлого года по август 2023 года треть всех продаж в алкогольной категории пришлась именно на вино. Потребители становятся более осознанными и подбирают варианты под сезон, повод, дополняют корзину подходящими продуктами в зависимости от вида и от сорта вина. Будь то легкие закуски или сложные блюда — вино зачастую выступает аккомпанементом для разговоров по душам и посиделок с друзьями.
В целом предпочтения россиян пока достаточно консервативны. Продажи белого вина растут, но фаворитом все же остается красное.
Кто и как производит излюбленные эксклюзивы для россиян
Сезон сборки винограда завершается к середине октября. Спелые ароматные ягоды частично собирают комбайнами, который хоть и механически, но максимально бережно отделяет ягоды (губку) от ветки (гребня), подает их по транспортеру в бункер, очищая по дороге от листьев и других примесей. Для отдельных видов вин используют ручную сборку винограда, она занимает больше времени, но считается более аккуратной. Правда, такой заботы требуют далеко не все сорта. И вне зависимости от формата сборки напиток в вашем бокале раскроется ароматным букетом.
Дальнейшая обработка собранного винограда, как правило, максимально автоматизирована. Сначала забираются пробы и делается первичный анализ. Далее сырье поступает на распределительные линии, автоматически фиксируется вес, сорт, день сборки. После замеров весь виноград отправляется в дробильно-прессовое отделение, которое способно обработать до 2 млн тонн плодов в сутки. Для брожения вина есть открытые и закрытые цеха, выбор которых зависит от вида производимого вина.
Красные вина бродят в больших емкостях, которые оснащены системой охлаждения, мойки и продувки инертного газа внутреннего пространства. Все процессы полностью контролируются и управляются удаленно.
Для производства игристых вин брожение занимает до двух месяцев, после чего вина еще выдерживают на осадке от девяти до тридцати шести месяцев в зависимости от вида. По истечении этого срока проводят ремюаж, то есть переворачивают бутылки, чтобы осадок переместился к пробке. Финальный аккорд – снятие с осадка: его замораживают и отстреливают. Далее стабилизируют сахар, доливают бутылку, отдают ее на укупорку и мюзле. До попадания на полку каждую бутылку проверят на качество сведения осадка.
В чем эксклюзивность
Отдельные ритейлеры в качестве конкурентного преимущества рассматриваются предложение по винам, которые будут эксклюзивно представлены только в их сети. Например, определенные виды вина производства «Кубань Вино», чьи виноградники расположены на Таманском полуострове, можно найти далеко не в каждом магазине. И даже если приехать непосредственно на винодельню, приобрести его все равно не получится. Эти вина по условиям контракта могут быть представлены только в конкретной торговой сети. Сам ритейлер оказывается максимально включен во все процессы: понимает, что нужно потребителю, может обсуждать его качественные и вкусовые характеристики с производителем, контролировать объемы поставок.
Создать эксклюзивную торговую марку вина непросто. Сначала нужно уловить потребительский тренд, понять, чего именно не хватает в ассортименте сети и что может быть особенно востребовано. Затем – найти надежного поставщика и вместе с ним придумать конечный продукт, за качество которого можно поручиться и своей репутацией. И тут нет права на ошибку, потому что потребители знают, чего хотят, и готовы сохранять лояльность марке только в том случае, если уверены в том, что продукция их не разочарует. Вот что говорят сами ритейлеры о подходе к выбору сырья.
«У нас есть определенные критерии, которым партнёры должны соответствовать. В первую очередь – стабильность. Еще одно требование – наличие собственных виноградников, поскольку только так можно гарантировать стабильное качество сырья и конечного продукта», – объясняет руководитель отдела контроля качества СТМ торговой сети «Пятёрочка» Елена Генералова.
До запуска производства проходят многочисленные дегустации, создание купажей, которые понравятся будущим покупателям и создается этикетка. А еще – разрабатывается философия бренда, ведь вино – это про атмосферу и особый повод!