Позор царского рода: как кузина Николая II стала женой «портного» и манекенщицей
Княжна Палей
Брак родителей Натальи Палей был весьма скандальным: великий князь Павел Александрович, дядя Николая II, влюбился в жену собственного подчиненного. Ольга, супруга полковника гвардии Эриха фон Пистолькорса, не только была замужем, но и имела троих детей, но всё же не устояла перед ухаживаниями аристократа.
Великий князь не просто увлекся женщиной: ради нее он был готов на всё. Павла знали как бравого гусара и легкомысленного гуляку. Даже своих детей он после смерти первой жены оставил на воспитание брату и его супруге, а сам продолжил столь любимый ему образ жизни, посещая балы и приемы.
Но разведенные женщины не могли появляться при дворе, а придворный этикет и законы запрещали Романову жениться на любовнице. И тогда мужчина, недолго думая, вместе с Ольгой уехал за границу. Не остановило Павла даже то, что Николай II лишил дядю всех постов и наложил арест на его имущество в России.
Пара обвенчалась прямо в итальянском порту, а поселилась в имении Булонь-сюр-Сен под Парижем. Старший сын Владимир появился еще в 1896 году в России. В 1903-м родилась дочь Ирина, а в 1905-м — Наталья, которую дома на французский манер звали Натали.
В 1908 году император милостиво разрешил родственнику с семьей вернуться в Россию. А в 1915-м даже даровал Ольге и ее детям титул князей Палей. Говорят, на него произвело впечатление поведение женщины во время Первой мировой: Ольга активно занималась благотворительностью и помогала госпиталям. Это тронуло Николая II, ведь и его дочери добровольно стали сестрами милосердия. Как бы то ни было, но у Натали появилась новая фамилия — именно под ней она и вошла в историю моды.
Уже будучи подростком, Натали очаровывала всех вокруг красотой, острым умом и прекрасными манерами. Никто не сомневался: юную княжну ждет большое будущее. Но 1917 год стал концом счастливой жизни семьи Палей на родине: грянула революция. Особняк реквизировали, а вскоре принялись и за самих князей.
Первым погиб Владимир: в 1918 году его живьем столкнули в шахту в Алапаевске. Говорят, ему обещали свободу, если он отречется от отца, но Владимир отказался от предложения большевиков. В январе 1919-го расстреляли Павла Александровича, последними словами которого стали: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Спаслась лишь Ольга с двумя дочерями: женщине удалось бежать в Финляндию, а потом перебраться в Париж.
Жена портного
Средства у Ольги Палей были: ее муж предусмотрительно завел в европейских банках счета, деньги на которых позволили женщине и ее детям вести вполне благополучную жизнь. В 1923 году Ирина вышла замуж за своего дальнего родственника Федора Романова, а вот Натали связывать себя узами брака не спешила.
Ей нравилась парижская жизнь, а особенно индустрия моды. Единокровная сестра Натали Мария открыла ателье «Китмир», золовка родной сестры — модный дом «ИрФе», а единокровный брат Дмитрий стал любовником Коко Шанель, чье имя в то время было известно каждой француженке. Ничего удивительного, что девушка захотела стать манекенщицей.
Мать была в ужасе: княжна на подиуме — позор царского рода! Но, несмотря на рыдания и уговоры Ольги, Натали настояла на своем и стала демонстрировать одежду. Холодная северная красота, манеры аристократки, королевская осанка и великолепная фигура очень скоро сделали княжну популярной — ее всё чаще приглашали на показы. А вскоре Коко свела ее с модельером Люсьеном Лелонгом, и тот предложил Наталье стать его женой.
Для Ольги это стало вторым ударом: дочь великого князя собирается выйти замуж за какого-то портного! К тому же поговаривали, что Лелонг — гей и супруга нужна ему лишь как ширма. Но Натали снова не стала слушать мать, и вскоре состоялась свадьба. В газетах острили, что «ножницы подравняли королевскую корону», однако модельер и манекенщица не обращали на это никакого внимания. Люсьен получил супругу-аристократку, Натали — возможность делать карьеру.
Свою часть сделки мужчина выполнял честно: он шил для Палей великолепные наряды, а она блистала в них перед самыми известными фотографами и появлялась на всех крупных показах. Лицо Натали украшало обложки журналов и страницы газет, девушку называли королевой моды, а женщины подражали ее манере ходить и говорить.
Вне подиума Натали всегда сопровождали поклонники. У нее был роман со знаменитым писателем, поэтом, режиссером и художником Жаном Кокто. Все в Париже знали о его нетрадиционной ориентации, но для Палей Кокто сделал исключение. Ходили слухи, что именно от него она сделала роковой аборт, после которого уже не могла больше иметь детей. Приписывали Натали и связь с Сержем Лифарем — знаменитым танцовщиком «Русского балета».
Отношения между Люсьеном и Натали постепенно портились. Палей жаждала большей славы, но Париж уже был покорен, и Люсьен стал совершенно бесполезным и к тому же начал пить. В 1933 году княжна переехала в США — и очень своевременно. Останься она в Европе, остается только гадать, что случилось бы с ней во время военных лет.
Актриса второго плана
В Америке Натали продолжила сниматься для журналов, ее портреты украшали страницы Vogue. Русская аристократка поразила всех своей готовностью к экспериментам и отсутствием предрассудков. Это сейчас мы привыкли к скандальным рекламным кампаниям, но сто лет назад снимки, на которых полуобнаженный мужчина душил женщину, были очень откровенными и шокирующими.
Попала Натали и в Голливуд, сыграв несколько ролей в фильмах с Кэтрин Хепберн, Морисом Шевалье и Кэри Грантом. Звездой она так и не стала: будучи великолепной моделью, Палей оказалась никудышной актрисой. Но именно на студии она встретила своего второго мужа — бродвейского продюсера Джона Уилсона. Как и Лелонг, Уилсон был геем, но нуждался уже не в прикрытии, а в связях Палей. А вот девушку, понявшую, что снимать ее больше не будут, а карьера на подиуме скоро подойдет к концу, интересовали его деньги.
Союз оказался вполне успешным и необременительным: у Джона были свои любовники, у Натальи — свои. В 1942 году Палей познакомилась с Антуаном де Сент-Экзюпери — в том же году он сочинил «Маленького принца». Через год Антуан вернулся во Францию, но продолжал писать Натали до самой смерти. Но настоящей любовью Палей стал не французский летчик, а немецкий писатель.
Роман с Ремарком
«Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело — египетская кошка. Вначале возникает ощущение, будто ты влюбился в пуму...» — так описывает в своем дневнике Наталью Эрих Мария Ремарк, бросивший ради манекенщицы уже стареющую, но всё еще прекрасную и знаменитую Марлен Дитрих. Роман Палей и Ремарка длился 11 лет и был бурным. То они понимали друг друга с полуслова, то ссорились так, что слышали все соседи. Ремарк пил, Наталья требовала, чтобы он бросил. Палей хотела блистать в свете — писатель жаждал спокойной жизни.
После Ремарк вернулся в Швейцарию, и княжна последовала за ним, сама не понимая, что делает. Раньше она расставалась с мужчинами легко и редко вспоминала о них. Уехал Антуан — и ничего не изменилось. Но Эрих — совсем другое дело. Натали казалось, что мир без него утратил краски. Хеппи-энда не случилось: в 1951 году они расстались. Уже на закате жизни Ремарк написал роман «Тени в раю», сделав главной героиней Наташу. Даже вполне счастливый брак с Полетт Годдар не помешал ему всю жизнь вспоминать свою «пуму».
Вернувшись в США, Натали продолжила вести привычный образ жизни, но уже без съемок. На подиуме ее сместили новые звезды, ослепительно красивые в своей молодости. В 1961 году Джон Уилсон умер, и Палей осталась весьма обеспеченной 56-летней вдовой. Но свет перестал ее интересовать, и Палей стала затворницей. Почти 20 лет она не отвечала на звонки и письма, не желала больше видеть родственников и знакомых.
В 1981 году Наталья попала в больницу: пожилая женщина сломала шейку бедра. Вердикт врачей был неутешителен: до конца жизни она будет прикована к кровати. Узнав об этом, Натали приняла смертельную дозу снотворного. Возле тела нашли записку. «Я хочу уйти с честью», — было сказано в ней. Так закончилась жизнь кузины последнего российского императора, которая всегда делала что хотела и никогда не жалела об этом.
Фото: Getty images, East News, Legion media