Почему в СССР ковры вешали на стену: дело совсем не в теплоизоляции
Так в чем же причина такой любви граждан СССР к его ворсейшеству?
Эксклюзив для избранных
Словосочетание «персидский ковер» слышали все: любой человек знает, что такое изделие ручной работы — это настоящее произведение искусства. Например, ковры «чахар — баг» делались по строгому канону: полотно делилось на четыре части райскими реками, в центре изображался водоем, основой орнаментов всегда были растения.
Но создавали такие «картины» не только в Персии: в СССР хватало республик, где ткали стильные и уникальные ковры из шерсти или шелка. Однако увидеть их и тем более купить мог далеко не каждый советский гражданин: обычно такой «эксклюзив» доставался высокопоставленным чиновникам, известным артистам или талантливым спортсменам.
Ширпотреб для все остальных
Обычным гражданам приходилось довольствоваться гораздо более простыми фабричными изделиями, но и их достать было очень непросто. Во-первых, стоили ковры немало — 200-300 рублей. Иными словами, хочешь ковер — откладывай треть зарплаты полгода!
Но даже когда удавалось скопить необходимую сумму, нельзя было просто так пойти в магазин и выбрать там что-то, соответствующее интерьеру квартиры и вкусу ее владельцев. Существовали «очереди» на ковры — стоять в них приходилось по нескольку лет. «Обойти систему» иногда удавалось молодоженам: в специальных магазинах некоторым счастливчикам доставались талоны на ковер.
Был и другой выход — обзавестись «полезными» знакомствами. За взятку раздобыть вожделенный предмет декора помогали директора магазинов или обычные продавцы. Но и в этом случае людям приходилось брать, что дают. Однако никто не жаловался, что им достался ковер с растительным орнаментом, а хотелось — с оленем в лесу: советские граждане радовались любым вариантам.
Считается, что в СССР ковер вешали на стену из утилитарных соображений: он должен был маскировать изъяны, оставшиеся после ремонта, и улучшать теплоизоляцию. Полотно, размещенное сбоку от кровати, помогало не задевать во время сна жесткую стену, которая, к тому же, нередко была покрыта побелкой.
Слишком дорогой!
Но на самом деле всё обстояло иначе. И в состоятельных, и в обычных семьях ковер был предметом роскоши, и неважно, ручной он работы или сделан на заводе. Положить дорогое изделие на пол людям было попросту жаль — ведь так оно очень быстро износится, а в большинстве семей ковры рассматривали как наследство, которое получат дети или внуки.
Потому мода на «вертикальные» ковры исчезла, хотя стены в хрущевках остались всё теми же. Как только ковры в изобилии появились в магазинах и на рынках, люди утратили к ним интерес. И в старых, и в новых домах теперь предпочитают вешать картины или плазменные панели: у нас изменились представления и об эстетике, и о функциональности.
Так ковры на стенах ушли в прошлое, хотя некоторые люди до сих пор испытывают к ним теплые чувства. Еще бы, ведь его ворсейшество вызывает столько теплых и ярких воспоминаний о детстве и юности!