Проклятая русская Джоконда: почему картина «Неизвестная» приносит несчастья
До сих пор нет данных, что за женщина позировала художнику для портрета. Да и существовала ли она в реальности или явилась Крамскому как наваждение?
Художник сделал всё, чтобы окружить портрет, завершенный в 1883 году, плотной завесой тайны.
Мы видим молодую женщину, во внешности которой есть что-то восточное. Место действия можно определить достоверно — «Неизвестная» позирует, сидя в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге близ Аничкова моста. Весь ее наряд — последний писк моды 80-х годов XIX века. Одежда и аксессуары очень дорогие.
Однако это как раз не означает, что дама из высшего света, наоборот, скорее выдает в ней содержанку или родственницу очень богатого человека неаристократического положения. В те времена настолько фанатичное следование моде считалось в русском элитном обществе моветоном.
Именно из-за этого сложного взгляда и общей атмосферы мистики и таинственности «Неизвестную» Крамского стали называть проклятой русской Джокондой.
Версий о личности «Неизвестной» не счесть. Говорили, что Крамской писал ее с Матрены, крестьянки, вышедшей замуж за князя Бестужева, другое предположение: девушка — лезгинка, дочь полковника из азербайджанских Кусар, третий вариант — на картине Екатерина Долгорукова-Юрьевская, морганатическая жена императора Александра II. Впрочем, сохранились дагерротипы княгини Юрьевской, на «русскую Джоконду» она совсем не похожа.
И дело даже не в том, кто эта женщина. Главное — какая жуткая слава за ней тянется. Предание о «Неизвестной» гласит, что всему виной неудовлетворенное желание.
Крамской писал работу с уверенностью, что она украсит Третьяковскую галерею в Москве. Однако, несмотря на то, что талантливый живописец был приближен ко двору, меценат Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, по каким-то своим резонам отказался ее покупать.
«Неизвестная» оказалась в частной коллекции и незамедлительно принесла несчастье новому владельцу: «одурманенная» полотном его жена сбежала с любовником. Он начал пить, транжирить имущество, продал и оригинал Крамского. Второй хозяин «Неизвестной» потерял в пожаре дом и все добро, при этом картина осталась невредимой. Третий просто, без затей разорился.
Сам художник, к слову, тоже погиб таинственно и внезапно: он просто свалился замертво в процессе работы над портретом доктора Карла Раухфуса всего через 5 лет после окончания работы над своей «Джокондой».
Колдовское разрушительное шествие «Неизвестной» продолжалось вплоть до 1925 года — именно тогда, после заграничных скитаний, полотно вернулось в Россию и наконец-то заняло место в Третьяковке. Специалисты по эзотерике утверждают, что с тех пор «проклятая Джоконда» успокоилась. Однако суеверные люди по-прежнему избегают зала, где она выставляется, и никогда не украшают свое жилище репродукциями «Неизвестной».
Фото: Wikipedia