От росписей в римских катакомбах до современных выставок: как менялись традиции иконописи
Но какой Богоматерь представала на иконах раньше? Осталось ли что-то общее у работ современных иконописцев и произведений мастеров, создававших священные изображения столетия назад? Об этом мы и хотим сегодня рассказать, проследив развитие традиций иконописи с самого ее зарождения и до сегодняшнего дня.
Первые иконы
Какие иконы можно назвать самыми древними? Первые изображения Христа, Богоматери, ангелов и святых появились две тысячи лет назад в римских катакомбах, где молились христиане в эпоху гонений. Роспись подземных лабиринтов уступала «декору» римских вилл того же времени — вероятно, первые иконописцы были хоть и умелыми, но не самыми лучшими мастерами Древнего Рима. Ничего удивительного: профессионалы предпочитали получать доходы от своих навыков, выполняя дорогостоящие заказы.
Тем не менее, авторы изображений в катакомбах на достойном уровне владели приемами античной живописи — они не ограничивались линейным рисунком, а придавали ему объем и фактуру. Иными словами, реализм существовал в иконописи с момента ее появления.
Новый канон сложился в VIII–X веках: на смену натуралистическим изображениям пришли лики с обобщенными чертами, а трехмерные фигуры стали схематичными и плоскими. Именно в этот момент первые иконы появились на Руси — после крещения Киева князем Владимиром в 988 году.
Первые иконы на Руси
Языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру, так что для переосмысления византийский традиций имелась богатая почва. К тому же основным строительным материалом было дерево, а созданные из него дома и храмы не украсишь мозаикой или фресками. Не удивительно, что иконопись стала стремительно развиваться.
Иконы были везде — в храмах, княжеских теремах, домах зажиточных семей и избах обычных людей. Их окружал ореол огромного нравственного авторитета: священные изображения не продавали и не выбрасывали, первыми выносили при пожаре, а вышедшую из употребления икону пускали по воде ликом вверх или «хоронили», закапывая в землю. Считалось, что рукой художника управляет Бог, которому он служит. Иконопись воспринималась как самое возвышенное и совершенное искусство из всех, а к мастеру предъявлялись самые высокие требования — он должен был вести жизнь праведника.
С натуры иконы никогда не писали. Например, для изображения Богоматери основой стал ее образ, некогда созданный, по преданию, апостолом Лукой. Историки, кстати, уверены, что возникло это поверье не просто так: хотя Лука и не был художником, именно в его Евангелии больше всего говорится о Богородице, и, получается, именно он создал для нас ее образ.
Со временем появился канон — правила создания икон, отступление от которых строго каралось. В XVI веке были сформированы так называемые «иконописные подлинники», где описывалось всё — от сюжетов и до композиционных схем. Обрели свое значение цвета: белый стал символом чистоты, золотой — божественной славы, красный — святого духа, зеленый — вечной жизни. Закрепились традиции: покрывало Богородицы начали писать вишневым, а одеяние — синим. И, конечно же, у икон появился тот самый стиль, который сейчас безошибочно узнает любой человек: статичность и плоскостность, которые придают персонажам духовность и возвышенность и отличают иконы от обычных картин.
От новгородской школы до Симона Ушакова: как развивалась иконопись
Древнейшим периодом развития иконописи на Руси считаются XI-XIV века, которые связаны с появлением новгородской иконописной школы. Ее мастера двигались в двух направлениях, и первым стало продолжение византийских традиций. Одна из работ того времени — икона «Устюжское Благовещение» в темно-желтых, синих и вишневых тонах со строгим и торжественным настроением: лицо Богородицы исполнено грусти и сосредоточенности, а лик ангела выражает беспокойство и печаль.
Одновременно появились иконы, которые отходили от «унаследованного» канона. Одна из них — «Богоматерь Умиление Белозерская», которая значительно более эмоциональна, чем «Устюжское Благовещение»: на лице Девы Марии появилась та самая задушевность, которая станет в дальнейшем типичной для сюжета. Еще одна характерная работа того времени выполнена ярославскими мастерами: в яркой и буквально сияющей «Ярославской Оранте» белый цвет используется гораздо активнее, чем в византийской традиции.
Расцвет новгородской школы пришел на XIV век: в этот период на иконопись оказало большое влияние народное творчество. Икона стала более демократичным искусством: теперь заказать ее могли сравнительно небогатые люди. В композициях начали появляться сказочные мотивы и даже реальные люди. Например, боярин Антипа Кузьмин пожелал, чтобы на заказанном священном изображении присутствовал он сам и члены его семьи, и мастер не стал спорить. Фигуры горожан на работе «Молящиеся новгородцы» сравнимы по размерам с фигурами святых — византийский иконописец никогда бы себе такого не позволил!
Золотым для русской иконописи стал XV век. На главенствующую в то время московскую школу колоссальное влияние оказал Андрей Рублев — именно он примирил византийские традиции и самобытность Руси, сплавив их в единое целое.
Иконам Рублева свойственны не только гармоничность, изящество фигур и строгость рисунка. Работы этого мастера отличает удивительная доброта: даже Страшный суд, запечатленный на фресках Владимирского собора, выглядит в его исполнении не актом возмездия, а светлым праздником, победой добра над злом. Ангелы не устрашают, а поддерживают верующих, апостол Петр приветлив, и всё пронизано радостью от встречи с Христом.
На смену Андрею Рублеву и его традициям в конце XVI века пришел Дионисий — светский человек, ставший в центре московской художественной жизни. Русь теперь выглядела совсем иначе: Орда была побеждена, двор царя Ивана III отличался пышностью и великолепием. Искусство стало парадным — теперь оно должно было отражать мощь державы. Новые священные изображения отличались торжественность, праздничностью и «богатством» — например, на иконе «Богоматерь Одигитрия», написанной Дионисием, золотые борта хитона и мафория Богородицы усеяны драгоценными камнями.
В XVI веке в иконописи вновь появились мотивы реализма: Стоглавый собор официально разрешил изображать на иконах «цари и князи и святители и народи». Стали популярны исторические темы и символические сюжеты, для понимания которых требовалось знание «книжной премудрости» и умение осмысливать увиденное. Одна из интереснейших работ того времени — огромная икона «Церковь воинствующая», написанная в честь взятия Казани Иваном Грозным. Фактически это настоящая картина с обилием деталей, которая, к тому же, несла идеологическую нагрузку — визуализировала идею освящения власти царя Богом.
В XVII веке отход от канона продолжился. Русские иконописцы активно перенимали опыт мастеров из Западной Европы, в том числе нередко использовали европейские гравюры в качестве иконографических образцов. В традиционных композициях появились предметы обихода и интерьера, лики стали более «анатомичными». «Пишут Спасов образ, Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано», — так отзывался о иконах того времени протопоп Аввакум.
Можно сказать, что он преувеличивал: иконописцы не перешагнули грани, превратив иконы в картины. Лики остались возвышенными и идеальными: мастера умело сочетали новаторство с существующими традициями.
Новые тенденции появились с возникновением строгановской школы иконописи во второй половине XVI века. Купцы Строгановы, живущие в Сольвычегодске, собрали вокруг себя многих талантливых мастеров, создававших небольшие иконы для домашних молелен — именно поэтому строгановскую школу называют искусством иконной миниатюры. Маленький формат отличала тщательная отделка деталей, богатые орнаменты и изысканность линий. Красота приобрела огромное значение — внимания ей уделялось не меньше, а иногда и больше, чем глубине и содержанию священного изображения.
В XVII веке на развитие иконописи колоссальное влияние оказал Семен Ушаков — художник, который попытался сформировать новые эстетические идеалы. По его мнению, жесткие правила мешали иконам передать всё разнообразие окружающего мира — Ушаков предлагал не ограничиваться каноном и использовать приемы, делающие изображение реалистичным. Сейчас Ушаков считается одним из родоначальников портретной живописи XVIII века. Достаточно взглянуть на икону «Богоматерь Киккская», чтобы понять, почему — лица Богородицы и Христа тщательно смоделированы при помощи светотени, они реалистичны и объемны.
Завершает историю древнерусского искусства XVII век: реформы Петра I и европеизация общества привели к тому, что иконописцы превратились в ремесленников, следующих каноническим предписаниям, а сами иконы трансформировались из произведений искусства в предмет культа. Сильно упрощенная система их создания сохранилась лишь в крестьянском иконописании, центры которого существовали в нескольких уголках страны, в том числе Палехе и Мстере.
Возрождению древнего искусства могла бы способствовать выставка живописи в 1913 году: зрители, пришедшие на нее, были поражены удивительной красотой «расчищенных» икон XV–XVI веков — одним из инициаторов восстановления старинных изображений, потемневших от времени, был попечитель Третьяковской галереи Илья Остроухов. Но 1917 год помешал иконописи вновь расцвести: атеизм стал государственной идеологией, тысячи храмов оказались разрушенными, а иконы попросту уничтожались. Массово включать их в музейные экспозиции стали лишь в послевоенное время.
Современная иконопись
Первая выставка современной иконописи состоялась еще в СССР — 1989 году, спустя тысячу лет после Крещения Руси. Искусствовед Ирина Языкова, которая ее организовывала, потом вспоминала: она и ее коллеги опасались, что икон не наберется на большой зал. Тем не менее, в экспозицию вошло около 100 работ — в основном созданных «подпольными» иконописцами, чьи имена никто не знал.
Сейчас ситуация изменилась: иконописание находится на подъеме, в России появились многочисленные курсы, работают частные и церковные мастерские. Тем не менее, сложностей хватает. Например, авторы учебного пособия «Основы иконописного искусства» Екатерина Шеко и Михаил Сухарев во введении отмечают: последние годы появились иконы с нарочито утрированными диспропорциями фигур и ликов в угоду идее «обратной перспективы», а в работах, сделанных на заказ, чаще всего акцент делается на внешнем подобии — в итоге получается муляж-имитация, а содержание иконы деградирует.
«Мне кажется, проблема современной иконы в отсутствии глубины внутренней жизни художника, который как бы повествует о том, чего не знает, о том, где он не живет своими мыслями. Хотя некоторые современные иконописцы великолепно рисуют и технически даже превосходят многих древних мастеров. Прекрасной эстетикой порой удается маскировать внутреннюю пустоту и неубедительность образов», — считает иконописец и преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Александр Стальнов.
«К иконописцу предъявляются такие же высокие требования, как священнику, который своими руками выполняют святые таинства», — объясняет автор работ, представленных на выставке «Лики Марии — Образы Света», художница Вероника Пономарёва-Коржевская. Сама она соблюдает молитвенное правило, пост, причащается и исповедуется. Свои работы она пишет согласно канону — это касается и технологии, и композиции.
Названия полотен — «Оградительница чистоты», «Верная надежда», «Согревающая хладные сердца», «Защитница сирых» — взяты из церковной гимнографии — люди обращались так к Богородице еще много веков назад. «Моя дерзость заключается в том, что я придумала для них сюжеты, которых раньше не существовало», — говорит Пономарёва-Коржевская. Свои работы она называет не иконами, а картинами, где сошлись вместе канон и современный язык.
Богородицу, написанную в соответствии с традициями, дополняет реалистичный фон. Для «Защитницы в пути», например, задним планом стали воздушные шары: художница остановила на них выбор после того, как познакомилась с отцом Федором — знаменитым Федором Конюховым. Он рассказал ей о своем кругосветном путешествии на воздушном шаре, в ходе которого священник несколько раз едва не погиб — он уверен, что его хранила Богоматерь, икону с изображением с которой он не выбросил даже в те моменты, когда приходилось избавляться от всего груза в корзине, в том числе еды и снаряжения.
Сложно сказать, как будет развиваться современная иконопись. Но ее история показывает: мастера и раньше следовали по тому же пути, который сейчас выбирают художники — они старались привнести нечто новое и бережно сохранить существующие традиции. А увидеть, что получается, можно прямо сейчас на выставке «Лики Марии — Образы Света» — до 9 ноября посетить ее могут все жители Москвы и гости столицы.