От путеводительницы до милующей: как пишется на иконах образ Богородицы

Богородица — один из самых любимых образов русского народа. В православном календаре насчитывается почти 300 почитаемых икон Богоматери, всего же их около 800.
От путеводительницы до милующей: как пишется на иконах образ Богородицы

Дева Мария предстает на них разной: она может нежно прижимать сына к себе или торжественно являть его миру; печаль ее то скорбная, то задумчивая. Сегодня мы хотим рассказать, откуда взялось столько священных изображений Богоматери и как в них ориентироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые иконы

По преданию, первую икону Богородицы создал Лука — он изобразил Деву Марию на доске, которая служила столом Святому Семейству. Согласно Новому завету, апостол был врачом, а не художником, и нет никаких подтверждений, что он действительно когда-либо писал портрет Божией матери. Тем не менее, у предания есть основания: в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице — получается, что именно он сформировал для нас ее образ.

Считается, что именно Лукой написана самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви — Владимирская икона Божией матери. Это не означает, что евангелист лично водил кистью: предположительно, изображение является списком с иконы апостола — то есть воспроизводит полотно Луки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно еще одному преданию, первая икона появилась благодаря самой Деве Марии. Апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде и попросили мать Христа своим присутствием освятить храм, возведенный для новообращенных, и та ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Когда апостолы вошли в святилище, то увидели, что на одном из столпов появилось нерукотворное изображение Богородицы невероятной красоты.

Говорят, 300 лет спустя император велел его уничтожить, однако как не старались камнетесы, образ Богородицы не исчезал, а лишь погружался в камень еще глубже, и в конце концов мастера, перепугались и сбежали, так и не выполнив приказ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оранта, Елеуса и Одигитрия: какие существуют иконы Богородицы

Существует три основных типа икон Божией Матери — согласно преданию, основы их создания заложил апостол Лука. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений», — говорит искусствовед Ирина Языкова. Она объясняет, что связь Богородицы и Христа можно разделить по трем христианским добродетелям — вере, надежде и любви.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вера — Оранта

На этих иконах Богородица изображается в позе Оранты — с греческого это слово переводится как «молящаяся». Богоматерь предстает с воздетыми к небу руками, раскрытыми ладонями наружу — это традиционный жест заступнической молитвы. Оранта появилась еще в Древнем Египте — там это положение считалось символом верности и благочестия. От остальных иконографических типов изображений Богородицу Оранту отличают величественность и монументальность, композиция, как правило, симметрична, а поза статична.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ярославская Оранта Великая Панагия
Ярославская Оранта Великая Панагия из Спасо-Преображенского собора в Ярославле

Один из примеров Оранты — икона «Неупиваемая чаша» с очень интересной историей. Явление образа произошло в 1878 году крестьянину и отставному солдату из Тульской губернии, который был одержим страстью к алкоголю. Мужчине приснился старец-схимник, который велел бывшему военному отправляться в монастырь в Серпухове, найти там икону «Неупиваемая чаша» и отслужить перед ней молбен. «После этого будешь здоров душой и телом», — напутствовал пьяницу старец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трижды солдат видел этот сон, прежде чем отправиться в путь. Он был калекой и не мог ходить, и потому добирался до Серпухова буквально ползком — на четвереньках. Явившись в женский Введенский Владычный монастырь, крестьянин рассказал о видениях и попросил отслужить молебен, но оказалось, что никто не знает иконы с таким названием. Ее принялись искать и обнаружили изображение с чашей, которое располагалась в проходе из соборного храма в ризницу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молебен провели возле найденной иконы, и после него солдат не только утратил пристрастие к алкоголю, но и снова встал на ноги. После этого началась череда исцелений — сотни людей, услышав о чуде, приходили в монастырь, чтобы попросить Богородицу о помощи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Икона «Неупиваемая чаша» была утрачена в 1929 году, когда Никольский собор, где она хранилась, закрыли, а святыни сожгли. Написал новую «Неупиваемую чашу» в 1992 году российский иконописец Александр Соколов — сейчас эта святыня известна всему православному миру.

Икона «Неупиваемая чаша», написанная Александром Соколовым в 1992 году
Икона «Неупиваемая чаша», написанная Александром Соколовым в 1992 году

Надежда — Одигитрия

В переводе с греческого Одигитрия означает «путеводительница». На этих иконах Богоматерь держит младенца Христа одной рукой, а другой показывает на него, тем самым обращая внимание молящихся на Спасителя. Сын Божий одной рукой благословляет мать, а вместе с ней и всех нас, а в левой руке держит символ Евангелия — свернутый свиток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Богородица Одигитрия
Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века, Византия

Считается, что создал первую Одигитрию евангелист Лука, а в середине V века ее первообраз был привезен в Константинополь и помещен в храме женского монастыря Одигон — так и появилось название. Каждый вторник с иконой совершали крестный ход по всему Константинополю, и в его ходе регулярно происходили чудеса и исцеления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама икона была большой и тяжелой, окованной металлом, и поднять ее могли только несколько мужчин, действовавших сообща. Однако русский паломник Стефан Новгородец, видевший шествие, писал: «Дивное зрелище — семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный».

Одна из самых почитаемых в России Одигитрий — Казанская икона Божией Матери. Она была найдена 8 июля 1579 года в Казани: после чудовищного пожара, который уничтожил половину города, девятилетней девочке Матроне явилась Богородица, которая велела построить на месте сгоревшего дома храм. Сначала словам ребенка значения не придали, однако во время работ на пепелище взрослые обнаружили икону. После этого на месте ее обретения по указу Ивана Грозного построили Богородицкий девичий монастырь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1904 году икону похитили — оклад священного изображения был украшен драгоценными камнями на огромную сумму, в их число входили даже бриллианты из короны императрицы Екатерины II. Воров поймали, и преступники рассказали, что саму икону сожгли. Однако до сих пор многие верят, что это не так: например, существует предположение, что похищена копия, так как на ночь настоятельница монастыря всегда подменяла настоящую икону в богатом окладе на список.

Московский список Казанской иконы Божией Матери
Московский список Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любовь — Елеуса

Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки — является самым лиричным сюжетом в иконографии: голова Девы Марии склонена к сыну, который прижимается щекой к ее щеке. Богородица предстает одновременно и как мать, ласкающая своего ребенка, и как символ души, которая существует в любви с Богом.

Одна из самых знаменитых икон этого типа — Владимирская икона Божией Матери. Ее считают главной чудотворицей Руси: например, существует предание, что когда Тамерлан осадил Москву, именно эта икона спасла город. После того, как святыню привезли из Владимира, военачальнику монголов во сне явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. По совету мудрецов хан последовал ее повелению и увел свои войска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

Акафистные иконы

Акафистный тип икон носит собирательный характер — он объединяет те иконографические варианты, которые нельзя отнести к трем основным типам. Акафистные изображения строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которыми Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Существует великое множество акафистных икон — «Неопалимая Купина», «Нечаянная радость», «Богоматерь — Живоносный Источник» и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из самых почитаемых акафистных икон в Русской православной церкви — «Всех скорбящих радость». В композицию, помимо Богородицы, традиционно включаются изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Икона Всех скорбящих Радость
Икона «Всех скорбящих Радость» царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе

Впервые икона «Всех скорбящих Радость» прославилась как чудотворная в 1688 году. Согласно преданию, умирающей от разных хворей вдове Евфимии явилась Богородица и велела женщине призвать священника из храма Преображения с этой иконой. Больная послушалась и после молебна выздоровела, став первой в череде исцелившихся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К церковной гимнографии прибегают и современные художники. Одна из них — Вероника Пономарёва-Коржевская, выставка которой «Лики Марии — Образы Света» сейчас проходит на Волхонке в «Центре искусств. Москва». «Оградительница чистоты», «Верная надежда», «Насадительница красоты», «Согревающая хладные сердца», «Защитница сирых» — все эти имена, которые известны уже много веков, только сейчас стали сюжетами для изображений.

На работах Пономарёвой-Коржевской Богородицу, написанную строго в соответствии с каноном, дополняет реалистичный фон. Например, на полотне «Избавительница от бесплодия» задним планом стал весенний сад, который только начал цвести, а сама Богородица, запечатленная во время беременности, словно прислушивается к новой жизни, чуть склонив голову. У картины есть своя история — путь Вероники к материнству был долгим и сложным: ребенок пришел в ее жизнь, словно чудо, после 10 лет борьбы и официально поставленного диагноза «бесплодие».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Избавительница от бесплодия Вероника Пономарёва-Коржевская
Картина «Избавительница от бесплодия» Вероники Пономарёвой-Коржевской
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Многие художники считают, что иконопись — живое искусство. Оно не должно быть только повторением, ведь если мы будем осуществлять бесконечный копипаст, то ничего не проживем и не почувствуем. Но что можно изменить, а что следует сохранить — очень тонкая грань. Время покажет, удалось ли мне удержаться и не перешагнуть ее», — говорит Вероника о своем творчестве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свои работы, несмотря на соблюдение всех церковных правил, в том числе касающихся образа жизни иконописца, Пономарёва-Коржевская называет картинами, а не иконами. «Икона никогда не подписывается автором — в этом принципиальная разница. Ее создатель выполняет роль проводника между небом и землей — он "приводит" иконы в материальный мир. Можно сказать, что я много на себя взяла — дерзнула создать такой синтез канона и современного языка», — говорит художница.

Увидеть полотна, на которых сошлись многовековые традиции и фотореалистичность, можно на выставке до 9 ноября. Одновременно в музее будут работать несколько залов с редкими старинными иконами — у всех посетителей есть редкий шанс посмотреть и на современные картины, и на работы мастеров, создававших свои произведения много веков назад.