Небо, самолет, мужество: стюардессы, спасшие пассажиров ценой своей жизни
Надежда Курченко
15 октября 1970 года впервые в СССР террористам удалось совершить успешный хайджекинг — захват и угон пассажирского самолета. На борту АН- 24, совершавшего рейс Батуми — Сухуми в числе членов экипажа была и девятнадцатилетняя стюардесса Надежда Курченко. Эта девушка погибла, пытаясь спасти самолет от угона, а пассажиров — от угрозы смерти.
Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 года в Алтайском крае, а потом переехала с семьей на родину мамы – в Удмуртию. Детство Нади было непростым: отец, контуженный на фронте, начал пить и не мог контролировать свою агрессию. Однажды он так избил жену, что попал в тюрьму, и больше семья его не видела. Наде пришлось учиться в школе-интернате, потому что маме не удавалось одной прокормить двоих детей. Девочка мечтала стать юристом, но сразу после школы пришлось пойти работать. Дядя Нади, сотрудник аэропорта Сухуми, устроил племянницу к себе: сначала Надежда работала в бухгалтерии, а после перешла в бортпроводницы.
Перед злополучным рейсом Надю Курченко в шутку пожурил командир экипажа Георгий Чахракия: он узнал, что через три месяца Надя выходит замуж и спросил: «А почему меня на свадьбу не позвала?» Уже через час оказалось, что свадьбы не будет.
На борту АН-24 находились 46 пассажиров, из них 17 женщин и один ребенок. В числе прочих — сорокапятилетний литовец Пранас Бразинскас и его пятнадцатилетний сын Альгирдас. Они заняли передние места сразу за кабиной пилотов. Через пять минут после взлёта, на высоте 800 метров, Пранас вызвал Надежду Курченко и вручил ей конверт с запиской, потребовав передать командиру экипажа.
Записка представляла собой лист с напечатанным сообщением:
ПРИКАЗ № 9
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радиосвязь.
3. За невыполнение приказа — смерть.
(Свободная Европа) П. К. З. Ц.
В те годы ручную кладь пассажиров почти не проверяли, поэтому террористам удалось пронести на борт пистолет, ружейный обрез и ручную гранату. Но Надя Курченко ничего не знала об этом.
Вбежав в кабину пилотов, девушка крикнула: «Нападение!» – и террористы тут же кинулись за ней. Младший закричал: «Никому не вставать, иначе взорвем самолет!», а старший попытался оттолкнуть Надежду и проникнуть в кабину.
«Они вооружены!» — вот что успела крикнуть Надя Курченко, прежде чем была убита двумя выстрелами в упор.
После убийства Нади террористы продолжили стрелять, ранив командира экипажа, штурмана и бортмеханика. Захватив кабину, старший Бразинскас потребовал лететь в Турцию, а младший ушел в салон, чтобы контролировать пассажиров.
Требования преступников были выполнены. Угнанный Ан-24 совершил посадку в аэропорту турецкого города Синоп.Там террористы были немедленно арестованы.
Всех пассажиров рейса турецкие власти вернули на родину. Гроб с телом Нади перевозил тот же борт. В ее честь названы улицы в ряде населённых пунктов на территории бывшего СССР, имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду.
Отец и сын Бразинскас остались в Турции: правительство отказалось выдавать их Союзу и передало дело в местный суд. Старший получил восемь лет срока, младший — два, но через два года оба были выпущены по амнистии. Потом террористы нелегально перебрались в США, но умудрились получить разрешение на проживание. Правительство США тоже отказалось выдать преступников. В США Пранас Бразинскас взял имя Фрэнк Уайт, а его сын — Альберт Виктор Уайт. Они написали книгу, в которой пытались оправдать свой поступок «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации».
10 февраля 2002 года Альберт во время семейной ссоры насмерть забил своего отца: он нанёс ему восемь смертельных ударов гантелей по голове (по другой версии это была бейсбольная бита). К моменту своей смерти старик уже не мог самостоятельно передвигаться, и сын пояснил свой поступок тем, что устал ухаживать за отцом, у которого невыносимо испортился характер.
Нирджа Бханот
5 сентября 1986 года. Boeing 747-121 американской Pan American выполнял пассажирский рейс из Бомбея в Нью-Йорк. Во время промежуточной посадки в Пакистане на борт ворвались четыре вооруженных боевика радикальной исламистской организации Абу-Нидаля: террористы планировали угнать лайнер и обрушить его на один из городов Израиля. На борту Боинга было 359 пассажиров. Все они были бы мертвы, если бы не старшая бортпроводница рейса Нирджа Бханот.
Нирджа родилась 7 сентября 1963 года в семье журналиста и домохозяйки. Едва этой невероятной красавице исполнилось 16, ей предложили попробовать себя в качестве модели, и Нирджа успела поработать со многими известными брендами. Возможно, ее судьба сложилась бы совсем иначе, если бы не индийская традиция договорных браков: в 21 год родители выдали девушку замуж, и Нирджа уехала к мужу в Катар. Но брак продлился всего два месяца: жених вдруг оказался недоволен приданым и вернул девушку родителям. Нирджа по какой-то причине решила не продолжать карьеру модели, а стала стюардессой. Она успешно прошла предварительный отбор в Pan American и получила квалификацию старшего бортпроводника.
Когда террористы захватили самолет, Нирджа успела передать информацию о них в кабину пилотов, и одно это уже спасло сотни, а возможно, и тысячи людей: пилот, второй пилот и бортинженер попросту выпрыгнули из кабины и сбежали. Самолет не мог взлететь. А Нирджа осталась старшей по званию в экипаже. И взяла ответственность за пассажиров на себя.
17 часов террористы держали пассажиров в заложниках. Разъяренные своей неудачей, они решили использовать захваченный самолет иначе и начали убивать пассажиров. Сначала погибли пассажиры, которые назвались американцами. После террористы приказали Нирдже собрать у всех паспорта и указать на граждан США. Нирдже и ее подчиненным удалось незаметно спрятать 19 паспортов США и тем самым спасти людей от верной смерти.
Спустя 17 часов террористы начали беспорядочно стрелять и взрывать заряды. В суматохе Нирджа смогла открыть люк аварийного выхода и помочь людям покинуть самолет. Ей удалось спасти многих, но сама она не спаслась.
Нирджа погибла, закрывая своим телом от пуль троих детей. Ей было 22 года.
Нирджа Бханот стала самым молодым человеком, награждённым орденом «Ашока Чакра» — наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время. Один из спасенных ею детей вырос и стал главным пилотом.
Тамара Жаркая
8 марта 1988 года Советский Союз потрясла страшная и, казалось, совершенно невозможная новость: самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград, был захвачен. Но не группой опасных террористов, а известным на всю страну семейным джазовым ансамблем «Семь Симеонов».
В семье Овечкиных было 11 детей: семь сыновей и четыре дочери. Когда старшие мальчики начали проявлять интерес к музыке, их мать Нинель Сергеевна отдала их в Иркутское областное музыкальное училище на отделение духовых инструментов. Вскоре туда же пошли учиться четверо младших мальчишек. Дебют ансамбля состоялся в апреле 1984 года на сцене Гнесинского училища. Вскоре «Семь Симеонов» выиграли ряд музыкальных конкурсов в различных городах СССР и получили широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм.
Благодаря популярности и участию в конкурсах прежде бедная многодетная семья стала жить на уровне среднего класса, однако жизнь в СССР их больше не устраивала: попав на гастроли в Японию, семья поняла, что хочет покинуть Союз. Сделать это было непросто, но Овечкины выбрали самый сложный и самый опасный путь из возможных: они решили угнать самолет.
Официально семья отправилась на гастроли в Ленинград. При посадке в самолёт тщательного досмотра ручной клади произведено не было, что позволило преступникам пронести на борт два оружейных обреза, 100 патронов и самодельные взрывные устройства, спрятанные в музыкальных инструментах.
Когда самолёт летел над Вологдой, двое старших братьев Овечкиных встали с мест и запретили остальным пассажирам покидать свои места, угрожая ружейными обрезами. В 15:01 Василий Овечкин передал бортпроводнице Ирине Васильевой записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании под угрозой взрыва самолёта. В 15:15 борт сообщил, что топлива осталось на 1 час 35 минут полёта. В 15:30 бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить террористам, что для совершения полёта в Великобританию недостаточно топлива. Те позволили приземлиться для дозаправки на территории Финляндии. На самом деле планировалось посадить самолет на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы
Однако отличить территорию Финляндии от территории СССР мог любой советский человек. И когда Овечкины заметили, что самолет снижается явно не там, где было обещано, начали паниковать и пригрозили, что сейчас начнут убивать пассажиров.
Именно в этот момент ситуацию спасла Тамара Жаркая. Ей каким-то образом удалось убедить Овечкиных в том, что пилоты совершают необходимый маневр и никакой угрозы для Овечкиных нет. Захватчики поняли, что их все-таки обманули, только когда самолет уже приземлился в Вещево. Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины потребовали немедленно взлететь, попытались выломать дверь в кабину пилотов и вновь пригрозили, что начнут стрелять в пассажиров.
Но выстрелили только в Тамару. Осознав, что из-за нее самолету удалось приземлиться на территории СССР, Дмитрий Овечкин выстрелил в упор. Тамара погибла.
Она стала единственной жертвой, застреленной террористами. Еще трое пассажиров задохнулись в дыму во время штурма самолета. Всего во время штурма погибло 9 человек, из них пятеро — члены семьи Овечкиных.
Тамара Жаркая была посмертно награждена орденом Красного Знамени.