Миллион на любимом деле: как я в декрете и без образования создала бизнес
Виктория Ракуса начинала с того, что шила вещи для знакомых и вела небольшой блог в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Во время декрета она решила создать собственный бренд одежды, но всё пошло не так, как она ожидала. Свою историю предпринимательница рассказала VOICE.
Всё началось очень давно
С детства у меня были две страсти — детективы и пошив одежды. Еще в третьем классе я попала в кружок мягкой игрушки при школе, а так как на него ходила буквально пара детей, со временем мы с преподавателем переключились на одежду. Наверное, именно за эти девять месяцев я полюбила ту магию, когда из кусочка ткани рождается нечто новое.
Дальше были школьные уроки технологии и участие в олимпиадах по ним. Я даже успела побывать на краевых состязаниях. Когда в старших классах встал вопрос о выборе вуза, я не рискнула выбрать профессию в «творческой», как мне казалось, сфере и поступила на юридический факультет в Российскую таможенную академию.
Во время учебы я не переставала создавать одежду для себя: на свидания и занятия часто носила то, что сшила сама или переделала из того, что купила на рынке. Я очень стеснялась своего увлечения и не афишировала его, так как отчасти мое хобби было связано с необходимостью экономить.
Уже с тех лет я горела своим делом и всё свободное время тратила на изучение технологии шитья. Я занималась этим целыми днями — по будням и выходным. Тогда еще не было обучающих программ. Я разбиралась во всем сама, а опыт нарабатывала, создавая одежду для себя и подруг.
Уже после выпуска и через пять лет работы в отделе расследований таможенных органов я вышла замуж и переехала в соседний край. В феврале 2015 года у нас с мужем появилась дочь. Соня родилась очень маленькой, да еще и зимой. Первый месяц нам не разрешали выходить из дома на прогулки из-за холода. Все дни стали одинаковыми: муж уходил на работу, а я качала, кормила, меняла подгузники, опять кормила.
К концу первого месяца я ощутила, что мне катастрофически не хватает простого человеческого общения и чего-то еще в жизни, кроме материнства. К тому же я работала с 17 лет и не привыкла материально от кого-то зависеть. Всё это подтолкнуло меня к тому, чтобы начать думать, чем бы я могла заниматься в декрете. Я всегда увлекалась пошивом и поэтому решила попробовать создать свой бренд одежды. Но всё получилось немного иначе, а до первых активных действий прошло примерно полтора года.
Бизнес в декрете: идея
Я понемногу начала брать заказы и шить, пока Соня спала. Обращались в основном знакомые, которые знали про мое увлечение. В июне 2016 года я стала вести страницу в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), рассказывая про пошив. Позже помимо работы на заказ попробовала продавать готовые вещи у знакомой в торговом центре. Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) должен был помочь найти больше клиентов, и я хотела начать развивать свой бренд одежды. Только всё случилось не так, как я ожидала. Работая над проектом, я наткнулась на нишу, реализация в которой меня тоже привлекла.
В попытках оптимизировать свое время я стала искать современные лекала — такие, крой которых можно было бы встретить на самых актуальных показах. Но я их не нашла. Да и инструкции чаще всего были очень краткие, как для профи. Так родилось идея и третье направление — создание выкроек.
Кризис
Спрос на выкройки стабильно, хоть и понемногу, рос. Думаю, они понравились людям благодаря подробным инструкциям и современным моделям. Только стала назревать другая проблема: заказов, писем и обращений становилось всё больше, а времени у меня — нет. Я работала ночи напролет, описывала технологию пошива, заполняла сайт, отвечала на письма, создавала новые модели. А днем «работала» мамой. Уставала всё больше, напряжение в семье росло.
После отпуска по уходу за ребенком вопрос встал ребром: или я начинаю искать постоянную команду и как-то пытаюсь зарабатывать на зарплаты, или просто всё бросаю. Так как полученные от реализации выкроек средства (примерно 60–70 тысяч в месяц) я вынуждена была вкладывать обратно в материалы, рекламу и прочие обязательные расходы, личных средств на то, чтобы рискнуть, у меня не было. Я пришла к своему папе и попросила занять 100 000 рублей. На эти деньги я открыла первый офис Vikisews.
Первые два человека, которых я взяла на регулярную зарплату, были администратор на полдня (по совместительству моя подруга) и профессиональный портной. Мы сняли помещение 40 квадратов, покрасили стены, купили мебель в IKEA и начали работать. Всю технику я принесла из дома — компьютер, принтер, машинки. Стартовой суммы не хватало даже на то, чтобы заплатить сотрудникам за первый месяц, потому что она ушла на микроремонт, аренду и самую простую мебель.
Помню, как через пару недель после открытия офиса я плакала каждый день: не знала, как выплатить зарплату. Для меня это стало переломным моментом. Я поняла, что, раз заварила эту кашу, мне ее и расхлебывать. Я переборола себя и стала активнее и больше рассказывать о выкройках в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): снимала мастер-классы, лайфхаки по пошиву, показывала вещи в жизни. Активно продавать было страшно, но еще страшнее — не выплатить зарплату людям, у которых дети и обязательные платежи. Первую получку я вручила всем вовремя и почувствовала себя увереннее.
Это сейчас все понимают, что соцсети — мощный инструмент, и есть целые стратегии создания контента. Тогда же всё было в новинку, по крайней мере для меня. Я поняла, что очень важно как можно больше сил вкладывать в развитие швейного сообщества в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), активно вести страницу. А еще я осознала, насколько выросла наша производительность благодаря тому, что работаю не только я, но и команда, пусть и маленькая.
Масштабирование
Я постоянно собирала обратную связь наших пользователей о выкройках. На ее основе мы дорабатывали инструкции по пошиву, сами выкройки, сайт. Деньги из проекта не забирала еще примерно год (до этого полтора года я «сидела на шее» у мужа, и всё, что зарабатывала — около 60-70 тысяч рублей, вкладывала в бизнес). Любой дополнительный доход шел на расширение: новые машинки, компьютеры или софт, найм сотрудников.
Так прошли примерно два с половиной года моего декретного «отпуска». Дочь стала взрослее, я чаще могла брать ее с собой или отлучаться, оставляя Соню няне или бабушке, а вскоре дочь пошла в садик. Это развязало мне руки. Я смогла уделять больше времени работе, а не делать это урывками.
Тогда нашей главной проблемой был постоянный срыв сроков. Кто-то допустил ошибку, не сдал работу, и коллекция не появилась вовремя, и в итоге нечем платить зарплату сотрудникам. Каждый день мой телефон разрывался: «Я не знаю, что делать», «Тут проблемка». Я занималась всем: выбирала цвет пуговиц, закупала материалы, решала, по какой системе налогообложения мы будет работать. Я только и делала, что «тушила пожары» семь дней в неделю. Даже сны мои были только о работе. Конечно, кошмарные, когда бежишь-бежишь-бежишь, а ноги не слушаются и сделать ничего не можешь.
И я второй раз всерьез собиралась всё бросить. С одной стороны, это бы уменьшило количество сложностей в семье, с другой – я начала бы нормально спать и уделять больше времени себе и ребенку. Тогда я решила предпринять последнюю попытку — найти реальную девушку-предпринимательницу, у которой есть дети и которая не живет в вечном стрессе, а умеет всё совмещать. Я собиралась перенять и адаптировать под себя опыт такой женщины. Наставницу я действительно нашла, правда, ответила она мне только со второго или третьего раза. Я очень рада, что проявила тогда настойчивость.
Мы созванивались один раз в неделю на протяжении полугода — естественно, за деньги. Основное, что мы делали, — один за другим выстраивали бизнес-процессы. Для начала ввели программу, в которой ставились и контролировались дедлайны по всем задачам, а чаты, в которых общались сотрудники до этого, запретили. Появилось правило: нет задачи в «Мегаплане» — значит, ее не было. Начали письменно в инструкциях закреплять все процессы, которые происходили в компании: от поиска и найма сотрудника до публикации коллекции на сайте. Обязали всех следовать этим правилам.
Я ввела систему KPI для оплаты труда, а для части сотрудников — сдельную ЗП. Это стало мотивацией работать качественнее и быстрее. У нас появился эйчар — отдельный человек, который занимался поиском и наймом новых специалистов. Теперь вакансии закрывались быстрее, а я тратила свое время только на финальные интервью.
Здесь, кстати, мы тоже поработали: я научилась правильно понимать и формулировать, кого мы ищем, продумывать точные тестовые задания, подготовила список вопросов для интервью на большинство должностей. Это позволило эффективно нанимать людей — у нас почти нет текучки, а постоянный поиск связан именно с ростом компании. И здесь мне очень пригодился опыт работы в органах: на госслужбе я строго соблюдала субординацию, была организованной и дисциплинированной, следовала всем установленным правилам. Эти навыки помогли оптимизировать бизнес.
Благодаря юридическому образованию я достаточно хорошо разбираюсь в праве. Сейчас у нас в команде работает юрист, поэтому мне не нужно самой составлять договоры и отвечать за другие правовые вопросы. Но мои знания позволяют ориентироваться в юридических нюансах бизнеса и заранее их прорабатывать, чтобы не возникало проблем.
Я всю жизнь увлекалась пошивом одежды и в процессе постепенно приобретала навыки. Сейчас я хорошо шью, мои работы отвечают всем технологическим требованиям. Но так как у меня всё-таки нет профильного образования, по мере развития бизнеса я нанимала в команду только профессионалов, которые прошли специализированное обучение. Это помогло закрыть пробелы в моих собственных знаниях.
В процессе у меня родился (реально приснился!) бизнес-процесс производства выкроек. Я села и сделала эксель-таблицу, в которой по дням описала, как это должно происходить и кто отвечает за какой этап. Со временем мы настолько наладили процесс выпуска, что у меня стало уходить примерно два часа дважды в неделю на это вместо семи дней в неделю.
Благодаря времени, которое у меня появилось, я стала нормально отдыхать, а позже – работать над новыми направлениями: обучающей платформой, онлайн-магазином тканей, англоязычной версией сайта. Я перестала думать о том, чтобы всё бросить. Сейчас работу производства выкроек на двух языках, обучающей платформы и онлайн-магазина тканей обеспечивают 45 человек. Нашими клиентами стали более 210 тысяч человек из 50 стран мира.
Международный рынок
Со временем о нас узнавало всё больше иностранцев. Они покупали выкройки на русском языке, пытались шить по фото или переводили инструкции в онлайн-переводчиках. В поддержку нередко приходили письма на английском, а на YouTube англоязычные блогеры выкладывали видео с упоминанием нашего бренда. В такой ситуации выход на международный рынок стал логичным решением.
Заняло это примерно семь месяцев: мы выстраивали процессы производства по переводу выкроек, меняли форматы, адаптировались под западные требования, искали переводчиков, обдумывали, как можем искать клиентов без значительных расходов на рекламу.
14 апреля 2021 года мы впервые продали выкройки на Etsy и успешно приступили к работе с одним британским маркет-плейсом. А в июне 2021 года наш собственный сайт «заговорил» на английском языке. За первые шесть с половиной месяцев работы нового направления нашими клиентами стали около пяти тысяч человек.
Планы
Сегодня мы активно развиваем наше англоязычное направление. Пока там есть только выкройки для пошива. В ближайшем будущем планируем создавать обучающие курсы на английском языке. Также хочется обновить сайт, сделать мобильное приложение, чтобы нашим пользователям было удобно, и открыть еще один офис, но уже не в Хабаровске, а в Москве.
Вижу, что мне необходимо получить бизнес-образование, потому что сложно постоянно учиться на собственных ошибках. А еще моя большая личная цель в том, чтобы за всеми этими планами успевать наслаждаться каждым днем, воспитывать с мужем детей и как можно чаще путешествовать.