КИНОИТОГИ 2019: Неделя Российского Кино в Лондоне — событие года
КИНОПАНОРАМА ОБРАЗЦА 2019-го ГОДА
По итогам уходящего года Неделю Российского Кино (Russian Film Week) в Великобритании можно назвать самым крупным русским культурным событием за пределами России. Даже по российским масштабам мероприятие с пятью десятками показов, профессиональным industry-форумом, звездным гала-ужином и раздачей премий «Золотой единорог» — событие первой лиги. Это не местечковое собрание для ностальгирующих эмигрантов и местных русофилов, а полномасштабная и разножанровая панорама современного кинематографа из России и о России. Это — полные залы в четырех городах Великобритании, это — узнаваемые лица в зале, на экране и на красной дорожке, это — встречи западных кастинг-директоров и продюсеров с российскими актерами и режиссерами в рамках специальной программы.
Организаторы заметили, что «лондончане» стабильно идут на популярных и любимых актеров (в этом году — Миронова, Петров, Куркова, Кузнецов, Дюжев), а британцы — на «русские бренды»: космос, балет, хоккей, на резонансных режиссеров, вроде Кирилла Серебреникова или Андрея Звягинцева и на литературную классику. Яркий пример — лента «Конец сезона», перепев чеховских «Трех сестер» (Пересильд, Чиповская и Снигирь), которые мечтают уехать из прибалтийского захолустья в «большие города». BFI (Британский институт кинематографии) бесплатно выдавал своим членам по 20 билетов на каждый показ, но на «Конец сезона» спрос превысил предложение. По социальным сетям еще долго метелили продюсерку фильма Екатерину Маскину, которая на вопрос из зала «а не смущает ли вас, что в фильме дважды почти насилуют женщин», смеясь ответила: «Это - жизнь».
Все показы сопровождались сеансами вопросов и ответов с создателями кинолент, что с одной стороны повысило продажи билетов, а с другой — потрепало нервы устроителям. Александру Петрову пришлось отдуваться сначала на показе «Т-34» — зрительница возмущалась, что «на войне так не было» и вообще,«как вам не стыдно за пропаганду войны». По ее мнению, во время Второй мировой СССР стоило сдаться. Во время ВИП-показа «Текста» Петрову и режиссеру Шипенко еще одна эмоциональная зрительница объясняла, что «так сексом не занимаются» и сетовала на показ мужских гениталий крупным планом. А вот Юрию Быкову, режиссеру «Завода» (социальная драма о том, как доведенные до отчаяния рабочие обанкротившегося завода взяли в заложники своего директора) на встрече задавали совсем другие вопросы. Британского зрителя в Оксфорде поразила острота ленты и он, видимо, переживая за судьбу Быкова, живо интересовался, не будет ли у того проблем и нужно ли на такие фильмы брать разрешение у Путина.
ПЕРВЫЕ ЛИЦА
Как ни странно, основал такое масштабное кинособытие (68 мероприятий за 10 дней в Лондоне, Эдинбурге, Кембридже и Оксфорде) швед с британским паспортом Филипп Перкон — да, с русскими корнями, но до поступления в LSE (London School of Economics) потомок русских эмигрантов свободно по-русски не говорил, но с удовольствием смотрел русское кино и мультипликацию, часто с субтитрами. Филип утверждает, что у него давно вошло в привычку смотреть по кинофильму в день.
Перкон — молодой человек из интеллигентной семьи, организовывал лондонские концерты «ДДТ» и «Аквариума», дал толчок к созданию Сообщества русскоговорящих студентов в своем университете.Так кому как ни ему Посольство РФ в Великобритании могло предложить организовать кинопоказы в 2014-м, в год перекрестной культуры Великобритании и России? На момент открытия первой Russian Film Week в 2016 году Перкону было всего 26 лет! Британо-русские отношения тогда еще не выглядели ни как кардиограмма сердечника, ни как замерзшая полынья — спонсоры шли на контакт, а потенциальных зрителей — русофилов, любителей иностранного кино и русскоговорящих эмигрантов в Лондоне всегда хватало. Проект стартовал с успехом — приезжали Козловский, Бондарчук, Учитель, Литвинова, Серебренников, но фестиваль чуть не сдулся после визита двух небезызвестных туристов в Солсбери. Но, не смотря на политические шпили-вили, Неделя Российского Кино в Великобритании выстояла. «В 2018 году мы чуть не закрылись», вспоминает Перкон. «Спонсоры отказывались один за одним, мне повезло, что нас поддержал универистет "Синергия". В этом году было проще — появились новые спонсоры - CИБУР, Kaspersky, Wheely ".
В этом году открытие переместилось из стен камерного Риджент-Стрит Синема в главный кинотеатр Лондона Odeon Luxe на Лестер-сквер, где проходят самые громкие мировые и фестивальные премьеры. Перкон признался, что это событие — исполнение его давней мечты: « В 2016-м нам не хватало размаха, а потом Odeon закрылся на ремонт. В 2019-м нам удалось открыть здесь фестиваль, да еще и мировой премьерой "Холопа"".
На красной дорожке блистали главные лица — Мария Миронова, которая впервые вышла в свет после рождения второго ребенка, и режиссер Клим Шипенко c женой Соней Карпуниной и дочкой Клементиной. Судя по реакции публики ставка на комедию оправдала себя. «В прошлом году мы выбрали драму "История одного назначения" Авдотьи Смирновой», сказал Филип. « Но 2019 — й был тяжелым годом, хотелось поднять настроение». И правильно сделали — британцы, убежденные, кстати, в исключительности собственного национального чувства юмора, громким смехом комментировали происходящее на экране. Как ни странно, судьба русского мажора-эгоиста, отправленного родителями в роли крепостного на перевоспитание в теледеревню образца 17-го века, оказалась им очень понятна.
Мария Миронова призналась, что сильно переживала в кулисах: «Юмор — дело тонкое. Я не была уверена, поймут ли шутки наши эмигранты и иностранцы. Но комедия — такой жанр, что сразу ясно, зашла шутка или нет». Миронова отлично вписалась в комедийное амплуа, о котором она так давно мечтала: «Меня традиционно отбирают на роли формата "женщина на грани нервного срыва", а я так давно хотела сыграть в комедии. Во время работы с Климом на площадке "Салюта 7" я ему регулярно капала на мозг. Можно сказать, что я напросилась на роль в "Холопе".
У Шипенко, помимо задорного «Холопа» в программе фестиваля шел гипер-актуальный «Текст», который помог Кристине Асмус, сбросив одежду, радикальным способом избавиться от шлейфа хорошенькой отличницы из «Интернов». Но зрителя Евгения Чичваркина на встрече с создателями «Текста» больше всего волновал мотив произвола власти и потрясающее совпадение имени главного героя Ильи Горюнова (в исполнении А.Петрова) с участником самого громкого уголовоного дела 2019-го Ивана Голунова.
ЧИСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНО
Гордостью организаторов Недели Российского Кино постепенно становятся события профессионального кинофорума, который разделен на две части — копродукции, то есть совместого производства, и Casting Bridge - форума по кастингу российских актеров за рубежом.
Режиссер Олег Асадулин («Зеленая карета») прилетел в Лондон за свои, на секцию «питчинга» — презентации нового проекта потенциальным продюсерам: «Я не ожидаю золотых гор от этого визита. В Лондон мы едем потусоваться, но чем черт не шутит — а вдруг выстрелит»? Режиссер триллера «Отрыв» Тигран Саакян прилетел из Лос-Анджелеса, где он уже работает над международным проектом «Переключатель страха» ( Fear Switch): «Я часто мотаюсь по фестивалям, но редко вижу хорошо организованное мероприятие — молодцы, ребята! Было бы здорово делать целую серию встреч в течение года, привлекая для нетворкинга побольше людей — процессам копродукции требуется время, год или два. Очевидно, что находясь в Москве сложно затянуть в проект иностранную сторону, не варясь в их котле, а Неделя Российского Кино может помогать созданию таких русско-британскиех проектов».
На семинары Casting Bridge собирались начинающие русскоязычные актеры из России и Европы. Из десятков заявок отобрали три — им организаторы оплатили поездку. Остальные двадцать пять ехали за свои деньги. Актер из счастливой троицы Андрей Курганов уже снялся в новехоньком «Ведьмаке»: «Я иногда работаю в Лондоне, у меня здесь есть агент, но я искал возможность лично встретиться с топовыми кастинг-директорами в камерной атмосфере и получить максимум внимания. Моя цель — перейти от ролей русских к нейтральным ролям европейцев. А еще по итогам общения я понял, насколько больше актеры защищены в Европе и к чему нам стоит стремиться».
Форум Casting Bridge курировала московская актриса Юлия Хамитова. Она составляла программу так, чтобы самой получить ответы на актуальные вопросы: «Мне было важно узнать, как защитить себя при поиске работы, как не ошибиться на кастинге, как разобраться в вопросах авторского права и защиты изображения». Так на Casting Bridge появились юрист Мария Серебрянская и актриса Дарья Мороз, которая прочла лекцию «Идеальный агент — кто он?» — Дарья сама сменила трех агентов. Модератор круглого стола — актриса Анна Даньшина, которая живет в Лондоне и на английском говорит с красивым британским акцентом — говорила о проблемах российских актеров на пути к международной карьере: «Проблемы российских актеров начинаются вроде бы в мелочах, но они — первый шаг в дверь местного кинобизнеса», — сказала Анна, — У многих нет хедшота — главного снимка, который отражает характер актера, мало кто регистрируется в базе Spotlight и почти никто не имеет правильного шоурила на две-три минуты. В России в один ролик запихивают миллион сцен и образов, накладывают странную музыку — это сбивает европейцев с толку».
ЛОНДОН-МОСКВА: ПЕРЕЗАГРУЗКА?
Закрытие Недели началось показом «Конца сезона», продолжилось слезами прибалтийских зрителей (действие фильма происходит в Прибалтике) и закончилось вечеринкой с шампанским и гигантским «медовиком» — за него светские героини Лондона в Chanel бились наравне с режиссером Владимиром Хотиненко.
Принимая во внимание заявление бывшего мэра Лондона и нынешнего премьер — министра Великобритании Бориса Джонсона о том, что «перезагрузка в отношениях с Москвой невозможна» ( и это-то в аккурат после рождественской тусовки в особняке Александра Лебедева в Ридженс-парке, как не стыдно!), оглушительный зрительский успех Недели и желание киносообществ России и Великобритании продолжать совместную работу дарят робкую надежду на то, что мы сможем дальше и творить, и налаживать культурный обмен вне политики.