Какие люди никогда не разбогатеют: ученые назвали главную причину, не дающую выбраться из бедности
Ты наверняка не раз слышала рассуждения о том, почему же человек никак не может стать миллионером или хотя бы специалистом, который зарабатывает четыре средние российские зарплаты в месяц.
Эксперимент в Бангладеше
Последнее время очень популярны разговоры о том, что во всем виновата психология, и бедные люди просто мыслят неправильно — например, они не в состоянии осознать, что лучше купить одну дорогую, но качественную вещь, которая прослужит долго, вместо постоянно выходящих из строя дешевых. Однако исследования ученых показали, что всё не так просто.
Специалисты из Лондонской школы экономики задались вопросом: что же не позволяет человеку преодолеть бедность? Свое исследование они провели в Бангладеше, а «подопытными» стали сельские жители: им случайным образом раздавали домашний скот, а потом оценивали, как это сказалось на материальном положении людей.
Выяснилось, что такой внезапный «выигрыш в лотерею» действует на людей одинаково: он заставляет их действовать, чтобы еще больше увеличить свои активы. «Крупные единовременные переводы материальных ценностей позволяют человеку заниматься более производительным трудом, и это, в свою очередь, приводит к улучшению их финансового положения», — объясняют ученые.
Исследование Майкла Кремера
Проще говоря, для того, чтобы вырваться из бедности, недостаточно особой мотивации или «правильного» мышления. Нужны осязаемые финансовые ресурсы — только это помогает выйти на новый уровень вместо того, чтобы сражаться за выживание. Этот закон работает не только в Бангладеше: в любой стране нужна финансовая подушка, которая позволит оплатить дополнительное обучение и найти свободное время для того, чтобы получить новые знания.
Похожее исследование было проведено Майклом Кремером в середине 90-х годов в Кении — за него ученый получил Нобелевскую премию. Майкл и его коллеги из Гарварда пытались разобраться, как можно улучшить образование там, где дети часто ходят в школу голодными и не имеют собственных учебников.
Экономисты выбрали несколько школ и предоставили им разные виды ресурсов: одни учреждения получили книги, вторые — бесплатные продукты для детей, в третьих увеличили зарплату учителям. Однако выяснилось, что такие «вливания» не помогают, а лучше всего работает адресная помощь отстающим ученикам и индивидуальный подход к каждому.
Какой вывод из этого можно сделать? Всё просто: чтобы сделать рывок, тебе нужны активы, а не новое мышление. Нет никаких универсальный аффирмаций, которые изменят жизнь — каждому человеку, помимо ресурсов, надо учитывать свои индивидуальные способности, чтобы преуспеть в жизни.
Еще больше материалов в нашем Телаграм-канале.