Как выглядели обложки женских журналов в самые сложные времена
И в горе, и в радости — клятва верности, которую глянец дает своим читательницам. Может, звучит это самонадеянно и высокопарно, — но это так. В самые темные периоды истории, когда, как подсказывает логика, журналы, показы и новые туфли должны отсекаться лезвием жестокой реальности, именно они могут спасти от полного уныния. Говорят, мол, пока девушки думают о платьях, еще не все потеряно. И девушки действительно думали — даже когда каждый новый день был испытанием.
Дело, конечно, вовсе не в тех самых новых платьях, а в том, чтобы оставаться человеком с потребностью украшать себя и свой мирок вокруг. Искать успокоение в ощущении женственности, перекраивая старую шинель, выходить замуж в платье, сшитом из парашютного шелка (и такое бывало). Хотя не в каждом издании в периоды военных столкновений, например, обсуждали подвенечные наряды: журналы на некоторых относительно не занятых боями территориях могли позволить себе обсудить моду, другие ограничивались советами о том, как прогладить швы, чтобы обеззаразить материал.
1918, Vogue
В Первую мировую выпуск журнала мод не прекратился, как и традиционная Неделя моды, но американское издание было тяжело перевозить в Старый Свет. Тогда «филиал» открылся в Британии. Дизайнерам и редакторами было решено продолжить писать и говорить о красоте и искусстве, чтобы поддержать своих читательниц в тяжелый период.
В одном из писем главного редактора, сохранившегося в архивах, было сказано: «Как только этот номер выйдет, новости смогут ободрить даже самых равнодушных пессимистов – поскольку он выглядит так, как будто бы все новые тенденции Ее Величества моды соблазняют к победе. И почему бы и нет? Богиня победы, собственно, женщина».
1923, Работница
«Работницу», конечно, журналом мод не назовёшь — у нее была другая миссия. И формулировалась она так: «Достичь желанной цели каждой работницы - окончательно освободиться от пут домашнего хозяйства и дать возможность заняться общественным строительством». Негласно «Работница» побила рекорд всех советских женских журналов, издаваясь дольше остальных.
А еще не переставала выпускаться во время Великой Отечественной: на серой бумаге, черно-белая, тонкая, «Работница» выходила даже в осажденном Ленинграде, а редакция не эвакуировалась из Москвы, чтобы не пропустить выпуск номера, который ждали все женщины страны.
1942, Костюм и пальто
В самые тяжелые для Советского Союза годы традиционные журналы мод издавались с перебоями. Но все-таки издавались. Часто монохромные, в виде альбомов или брошюрок, но все же со смелыми и красивыми женщинами на обложках. Модели, нарисованные художниками, поднимали боевой дух: широкие плечи пальто, подчёркнутая талия, прямая спина — даже редкие модные иллюстрации приказывали не сдаваться и смотреть в будущее с гордо поднятой головой, как бы это ни было тяжело.
1943, Harper's Bazaar
Вторая мировая заставила весь мировой глянец пересмотреть свою повестку, причем даже в тех странах, территории которых не были охвачены боями. Американские журналы, например, предлагали статьи о том, как встречать мужа с фронта или одеваться соответствующе новой жесткой реальности.
Harper's Bazaar сменил стиль обложек: вместо кисейных барышень в кутюре на читательниц смотрели строгие девушки в таких же строгих жакетах и пальто, нередко в окружении моряков и солдат, подчеркивая, что это разговор на равных, и женщины во многом взяли на себя мужскую миссию.
1945, Vogue
А вот одна из самых знаменитых обложек военного времени — мирное небо авторства американского Vogue. Октябрьский выпуск назывался «Мир и восстановление», главный его снимок, вошедший в историю, сделала Ли Миллер — фотограф-легенда, модель и подруга Пабло Пикассо. Она же снимала освобождение Парижа, лагеря Бухенвальд и Дахау. Знаменитый кадр в ванной Гитлера — тоже ее наследие.
Биография Ли, пожалуй, это воплощение истории вообще всего военного женского глянца. В мирное время Миллер снимала работы Эльзы Скиапарелли и Коко Шанель, а Vanity Fair назвали ее одним из самых выдающихся фотографов своего времени. Но с началом Второй мировой она ушла на фронт как военный корреспондент, не перестав делать художественные снимки, будоражащие сознание.
1945, Журнал мод
В 1945-м мужчины вернулись домой и на обложки женских журналов. Иллюстрации с воссоединенной семьей стали символом времени, когда все ужасы остались позади, и слово «дом» уже не вызывало щемящую тоску — только надежду на то, что все снова будет хорошо. Дети опять одеты в нарядные рубашечки и платьица, женщины смотрят в зеркало или на мужей — а те сидят, занятые чтением газет. Время как будто бы остановилось в этой точке — вoйна закончилась.
1964, Советская женщина
Настал момент, когда девушки сменят шинели на платьица. В 1944-м, когда Вторая мировая была близка к завершению, на Кузнецком мосту был открыт Московский дом моделей — так стремление женщин быть модными, одеваться так же, как на западе (иностранные журналы к тому моменту уже просочились в Советский Союз) было официально признано. К тому же, это закон модного мира: после всех больших потрясений дизайнеры творят, как никогда, создавая силуэты и фасоны, которые останутся с нами на десятилетия.
Хотя советские женщины долгое время могли этими новшествами только вдохновляться, а дальше — сделай сама. Журналы служили источником бесценных выкроек и шаблонов, но и этого хватало, чтобы отвлечься от руин, оставленных боями, потерь и боли. Это потом появится диоровский New Look и Людмила Гурченко с «Карнавальной ночью» и утонченными силуэтами, а пока девушки делали то, что не забыли даже в самое темное время — творили вокруг себя красоту самостоятельно.
И этого у них не отнять — и в радости, и в горе.