Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей
Действие развернулось в Коттингли – крошечной деревне в графстве Йоркшир, стиснутой двумя горами. В ХХ веке ее население составляло всего 750 человек, а сама деревня представляла собой три улицы и 142 дома. Ее жители разводили коров и овец, также там была мельница и кожевенный завод.
За деревней расположен парк, который некогда был лесом, там с юга на север протекает бурный ручей.
Сама история началась в 1917 году. Ее главные героини (кроме фей) — две двоюродные сестры Элси Райт (17 лет) и Френсис Гриффитс (10 лет). Девочки часто играли возле ручья, проводя там целые сутки. И вот как-то раз, когда мать Элси поинтересовалась у дочери, почему их тянет туда как магнитом, девочки ответили, что они играют с феями.
Казалось, что феи, сказки о которых девочки слышали с младенчества, не были для них какой-то экзотикой, напротив, весьма гармонично вписались в их мир. О своих встречах Френсис так пишет своей подруге Джоанне Парвин:
«Дорогая моя Джо, надеюсь, у тебя там всё хорошо. Приходится писать тебе новое письмо, одно уже готовое я потеряла или куда-то засунула. Ты все играешь с Элси и Норой Бриддлс? А я тут учусь в школе французскому, геометрии, кулинарии и алгебре. На той неделе папа вернулся из Франции, он там был десять месяцев, и мы все надеемся, что через несколько дней война кончится. Готовимся вынуть флаги и вывесить из нашей спальни наверху.
Посылаю тебе две фотографии со мной, на первой — я в купальнике, это снимал дядя Артур у нас во дворе, на второй — я же с феями у ручья, эту снимала Элси. Роузбад все не худеет, я сшила ей пару новых одежек. Так там Тедди и куколка? Мы с Элси очень подружились с феями, что живут у ручья».
И Френсис действительно приложила к письмо снимок, где она сидит в окружении хоровода фей. Обиженные, что их словам никто не верит, Элси выпросила у отца Артура фотоаппарат и вместе с Френсис сделала в лесу несколько фотографий. Когда Артур проявлял пластинки, сначала ему показалось, что это птицы, потом — что просто бумажные фигурки. Он обыскал то место у ручья, комнату дочери и мусорное ведро, но нигде не нашел вырезанных фей.
Второй раз девочки выпросили у взрослых фотоаппарат в октябре — на пластинке на сей раз оказалась Элси и маленький гном. Камера сломалась, и Артур отказался давать сестрам фотоаппарат в следующий раз.
Первая экспертиза
Вероятно, эта история так и не получила бы огласки, если бы снимки не попали в лондонский журнал Strand Magazine и ими не заинтересовался сначала руководитель теософского общества Эдвард Гарднер, а затем и сам Артур Конан Дойл. Писатель был в то время яростным поклонником спиритизма и верил в фей. Конан Дойл отправил снимки на экспертизу своему другу физику, и ответ пришел неутешительный: нет, фотографии фальшивые, и фей, скорее всего, изображает группа танцовщиц. Не говоря уже о том, что прически у «маленького народца» уж очень похоже на модные французские укладки.
Другой фотограф дал более обтекаемый ответ, он назвал одну из фотографий «в отсутствие иных свидетельств несколько сомнительной». В августе 1921 года девочкам отправили фотоаппарат «Камео» с 20 пластинками, на которых стояли незаметные постороннему глазу метки.
В том же году вышла статья Дойла с кричащим заголовком: «Эпохальное событие — удалось получить фотографии фей!»
Следующие экспертизы
Девочки сделали еще несколько снимков фей, и, когда фотографии пришли к Гарднеру и Дойлу, первым делом мужчины проверили, не подменялись ли пластинки. Оказалось, что нет, девочки оказались на высоте. Доайл отправил негативы Гарри Гудини — если это подделка, кто определит это лучше, чем мастер иллюзий! Гудини внезапно отмолчался.
Гарднер, со своей стороны, отдал негативы профессиональному фотографу Генри Стеллингу, чей ответ гласил:
«Снимки сделаны на открытом воздухе при одной и той же выдержке. Во всех волшебных фигурах видно движение и нет следов студийной работы с использованием бумажных моделей, затемнённого фона, раскрашенных фигурок и тому подобного. Считаю обе фотографии подлинными».
50 лет спустя
В 1971-м Элси и Френсис дали свое первое интервью BBC, но изо всех сил старались уйти от прямого вопроса относительно подлинности фотографий. Элси утверждала, что «фотографии были настоящими, и никаких трюков она с ними не делала», но на Библии клясться отказалась. В письме журналисту Брайану Коу она высказалась уже определённей — «касательно фотографий, мы с Френсис считаем, что они были фрагментами нашего воображения».
Еще позже, в 1981-м и 1982 годах Элси призналась, что феи действительно были нарисованы, но настаивала, что фей они все равно видели, просто не смогли их сфотографировать. И чтобы убедить весь мир в том, что они не врут, пришлось прибегнуть к уловке. Элси призналась, что вырезанные из бумаги силуэты, по её словам, держались на шпильках для шляп, а фигурку гнома вылепила из глины.
«Не будь тогда моды пришпиливать шляпы, — отметила она, — не было бы никаких фей из Коттингли».
Френсис выразилась ещё откровенней: «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как можно было нам верить всерьёз — это делали те, кому хотелось всерьёз верить».
К слову, после появления фотографий в журнале в редакцию посыпались письма с фотографиями с детьми и крошечными крылатыми фигурками.
В последнем своём телевизионном интервью, уже после смерти подруги, в 1986 году, Элси Хилл решительно заявила: «Феи из Коттингли были на самом деле».
Фото: Getty Images