18+

Это искусство: 6 жутких и неоднозначных арт-перфомансов

Искусство далеко не всегда красиво и эстетично. Некоторые перфомансы вызывают только одно желание — крикнуть: «Зачем я на это только что посмотрел?!» Одни прячут под собой политические заявления, другие — глубокие философские изыскания. Мы собрали для тебя самые шокирующие перфомансы за последние сто лет.

Мужчина мастурбирует в подполье

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
The Paris Review
The Paris Review
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В январе 1972 года итальянский художник Вито Аккончи показал миру свою работу «Грядка» (Seedbed). Он забрался под доски пола, где пространства было ровно столько, чтобы он мог лечь на спину. Когда в комнату заходили люди, он начинал мастурбировать, издавая при этом соответствующие звуки.

Как будто это было недостаточно странно, Вито озвучивал свои фантазии в отношении людей, которые ходили у него над головой. Идея перформанса – создание интимной связи между художником и зрителями, несмотря на то что они не могли видеть друг друга.

Вито скончался в 2017 году, оставив после себя множество интригующих работ и перформансов, среди которых «Шаг» и «Слежка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порезы Йоко Оно

Нажми и смотри

Один из самых известных примеров шокирующих перфомансов состоялся 20 июля 1964 года. Йоко Оно вышла на сцену концертного зала в Киото, одетая во все черное. Она села на пол и предложила зрителям подойти к ней и срезать с нее кусок одежды. Всё время, что длилось представление, Йоко Оно сидела неподвижно, позволяя людям буквально раздевать себя на глазах у полного зала. Какой-то молодой человек даже срезал бретельки ее бюстгальтера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перфоманс назывался «Отрезанный кусок», и идея его заключалась в том, чтобы проиллюстрировать взаимоотношения между искусством и аудиторией.

Демократия — сила

Осторожно — графика!

Нажми и смотри

Очень неоднозначный и кровавый перфоманс китайского художника А Чана назывался «Один метр демократии». Художник предложил зрителям анонимно проголосовать за исход его перфоманса. Вопрос стоял так: «Будет ли на тело художника нанесен разрез длиной в один метр?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этим он хотел показать, какую силу имеет демократия на отдельно взятого человека. Зрители проголосовали: 12 против, 10 за то, чтобы надрез был сделан. И А Чан не отступил от своих слов.

Пакет на голове

East News
East News

В феврале 2014 американский актер Шайа Лабаф появился на красной дорожке Берлинского кинофестиваля с бумажным пакетом на голове. На пакете маркером было написано «Я БОЛЬШЕ НЕ ЗНАМЕНИТ» (I AM NOT FAMOUS ANYMORE). Эту фразу он постил в своем Twitter несколько недель подряд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В интервью Лабаф признался, что его «сердце разбито» и он «полон раскаяния, вины и стыда». Это было начало его выставки #IAMSORRY — #ПРОСТИМЕНЯ. Шайа арендовал крошечную галерею в Лос-Анджелесе, где он сел в пустой комнате с пакетом на голове и предложил людям делать с ним всё, что они захотят. Лавры Марины Абрамович не дают покоя не одному художнику. По слухам, во время перфоманса незнакомая женщина попыталась изнасиловать художника, но охрана помешала безобразию. Но вот избить его никто не помешал.

Шайа позже признался, что в конце представления чувствовал себя прекрасно.

Всё ради любви

Нажми и смотри

Шоу не для брезгливых. Итальянский художник-маргинал Франко Би в 2003 году разделся не где-нибудь, а в галерее современного искусства Тейт. После этого он порезал свои запястья и стал дефилировать по белоснежному подиуму, оставляя за собой следы крови.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце он лег на пол, позволяя крови вытекать из себя. (Спойлер: с художником все хорошо.) Франко Би назвал свою работу «Я скучаю по тебе».

Петр Павленский и его мошонка

ТАСС
ТАСС

В ноябре 2013 года российский художник-акционист вышел на Красную площадь без одежды и... прибил свою мошонку к брусчатке. Петр пояснил смысл акции: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

Акция вызвала громкое обсуждение, как среди случайных зрителей, так и среди коллег Павленского. В отношении Петра Павленского было возбуждено уголовное дело по статье 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве