Донья Пас: катастрофа, унесшая больше жизней, чем гибель Титаника
«Донья Пас» — пассажирский паром, который мог вместить от 500 до 1500 человек. Он был построен японской фирмой «Рюкю Каиун Каиса», и с 1963 по 1975 год благополучно совершал рейсы в водах Японского моря. Никаких нареканий ни со стороны пассажиров, ни со стороны владельцев судна никогда не было. При своих солидных размерах (водоизмещение более 2.5 тысяч тонн, длина 93 метра, ширина 13.5 метров) «Донья Пас» требовал всего лишь 66 человек экипажа, и это включая поваров и официантов. Конечно, при таких характеристиках паром был не только комфортабельным, но и сравнительно недорогим транспортом, поэтому им заинтересовалась филиппинская компания. Филиппины — островное государство, и пассажирским компаниям все время приходилось решать вопрос: как наладить нормальное сообщение между островами. «Донья Пас» подходил идеально, и в 1975 году судно включили в состав филлипинского флота.
20 декабря 1987 года «Донья Пас» вышла из порта Таклобан и взяла курс на Манилу. Уже в Таклобане на борт взошло более 1500 пассажиров: приближалось Рождество, и всем хотелось сделать покупки и повидать родных и друзей перед праздником. Конечно же, в такой день на борту «Доньи Пас» было много женщин и детей. И пассажиров становилось все больше: паром заходил во все порты, предусмотренные маршрутом. Вот только большинство людей, поднявшихся на борт, были безбилетниками.
Учитывая предпраздничный ажиотаж, а так же то, что этот рейс парома был последним перед Рождеством, капитану было выгодно брать пассажиров «мимо кассы»: людей не регистрировали, так можно было положить деньги прямо себе в карман, команде хотелось как можно больше заработать перед грядущими праздниками. При этом за количеством детей на судне вообще никто не следил: оплата с малышей не взималась, а считать их в таком столпотворении было невозможно.
Паром должен был прибыть в Манилу примерно в четыре часа утра 21 декабря. Но этого не произошло.
Страшная ночь
Позже выжившие очевидцы рассказывали, что капитан и его первый помощник вечером закрылись в каюте и принялись распивать спиртные напитки, при этом не выставив даже вахтенного, а управление паромом было доверено юнге — совсем юному мальчику.
Капитан Эвзебио Назарено ходил этим маршрутом два раза в неделю более 10 лет, и был убежден, что никаких происшествий не предвидится, к тому же ночь была ясная и спокойная, хотя в море и наблюдалось некоторое волнение. И эта халатность привела к страшной трагедии.
В 22:30, когда большинство пассажиров и команды уже спали, встречным курсом к «Донье Пас» вышел нефтяной танкер «Вектор». Столкновение было неизбежно.
Если бы навстречу парому вышло любое другое судно, жертв можно было бы избежать: «Донья Пас», построенная дотошными японцами, могла выдержать удар такой силы и оставаться на плаву еще как минимум 6 часов, за это время подоспела бы помощь. Но, увы, практически все танки «Вектора» были до отказа заполнены горючими веществами: не менее 8 800 бареллей нефти и бензина вспыхнули сразу после удара, охватив пламенем и оба судна, и воду вокруг.
Взрыв и пламя вызвали страшную панику на пароме: огонь распространялся с жуткой скоростью, на пароме, оказывается, не было спасательных жилетов, команда металась в том же состоянии, что и пассажиры. Спасения не было. Властям стало известно об этом лишь через восемь часов, и немедленно была организована спасательная операция, но увы.
Спаслись лишь 26 человек. 24 были пассажирами «Доньи Пас» (никто из команды не выжил), двое — моряки с «Вектора» (всего на танкере было 13 человек команды). Почти все они получили серьезные ожоги, но им невероятно повезло.
Табласский пролив, в котором затонули оба судна, просто кишел акулами. В течение нескольких дней после катастрофы на берег выбросило около трех сотен тел, и все они, по заявлением властей, были объедены акулами. Сколько людей сгорели, сколько утонули, а скольких убили морские хищники — неизвестно. Как, впрочем, и сколько их было всего.
По официальным данным число людей на борту составляло 1551 человек: 1493 пассажира и 58 членов экипажа. Тем не менее, анонимные источники судоходной компании Sulpicio Lines сообщали, что на рейс нелегально продавались дополнительные билеты и этих пассажиров, а так же детей тех, кто купил легальные билеты, не регистрировали.
Но немногие выжившие утверждали, что на пароме было от 3000 до 4000 человек. В январе 1999 года, после судебных разбирательств, комиссия по расследованию сделала заявление: на борту парома был 4341 пассажир. За вычетом 24 выживших и с учётом 58 членов экипажа это составило 4375 погибших. Вместе с 11 погибшими членами команды танкера «Вектор» окончательное число жертв трагедии составило 4386 человек.
Страшные причины
Разбирательства, которые длились более 10 лет, показали, почему это произошло, и это пугает почти так же сильно, как и сама катастрофа.
Перед столкновением на капитанском мостике парома находился всего один человек, а все остальные пили пиво в кубрике. После столкновения команда впала в панику и не предпринимала никаких действий по спасению пассажиров: они даже не послали сигнал SOS, не говоря уже о попытках тушить пожар.
С «Вектора» сигнала SOS тоже не поступило: либо радиостанции на обоих суднах мгновенно вышли из строя, либо, что вероятнее, они вообще не работали. При этом «Вектор» вообще не имел лицензии на морские перевозки и фактически ходил нелегально, а в команде не было опытного впередсмотрящего.
В 2019 году экспедиция научно-исследовательского судна «Petrel» обследовало место крушения «Доньи Пас» и «Вектора». Крупнейшей мировой катастрофы мирного времени, унесшей тысячи жизней, как выяснилось, могло бы и не быть, если быкоманды парома и танкера просто умели делать свою работу. Как выяснила экспедиция, и «Донья Пас», и «Вектор» лежат на дне ровно на киле, и оба они практически не повреждены.
Фото: AP/ТАСС, Wikipedia.org