Да будет свет! Как устроено световое искусство?
Почему вы выбрали именно световую живопись?
Всё началось, как говорится, в детстве... Сколько себя помню, я всегда любил наблюдать за движением света. Как свет проникает в окружающий нас мир и как он попадает внутрь тебя. Вы наверняка наблюдали, как свет зажигает тени? На этой грани — между светом и тенью — вся роскошь нашего мира, зримого и незримого! Я всегда стремился изобразить это, и занимаюсь этим и по сей день.
Расскажите про свой первый опыт работы со светом?
Первый значительный опыт работы со светом, как с материалом для творчества, я получил больше 10 лет назад, работая над своим проектом Fusion Emotion. Тогда в 2011 году мне удалось создать интерактивную инсталляцию, объединяющую свет и звук. Три пульта управления цветовой шкалой света, взаимосвязанные с 6-ю каналами звука, позволяли зрителям творить световую мистерию. Это был потрясающий опыт работы: сложное программирование управляемого света и звука в партнерстве с замечательными музыкантами разных жанров, которые специально писали музыку для проекта. Одним из ярких моментов в процессе подготовки музыкального контента стало знакомство с Эдуардом Артемьевым, который живо заинтересовался возможностями инсталляции. Благодаря этому проекту светомузыка стала инструментом творчества зрителей! Проект побывал на нескольких крупнейших музыкальных фестивалях, многократно инсталлировался в арт-центрах Москвы и даже порадовал зрителей в Московском Международном Доме Музыки.
Но на этом вы не остановились и продолжили поиск и эксперименты?
Да, технология RGB не позволяла добиваться более тонкой настройки цвета, не давала насыщенных оттенков. И тогда я начал заниматься оптическими экспериментами со светом, чтобы найти чистый спектр. Вы наверняка обращали внимание, какие чистые цвета в спектре радуги. Разложение света на спектр можно сделать управляемым! И поиск этой возможности долго не давал мне покоя. Несколько лет упорных экспериментов с оптикой позволили мне перейти к живописи спектральными лучами. Ну примерно, как если бы вы расплели радугу на цветные лучи и использовали их как краски на палитре! Я не ограничиваюсь плоскостью и рамками картины — лучи в моих работах преображают всё пространство. Они двигаются, пересекаются, образуя новые оттенки, подчеркивают фактуру поверхностей и создают причудливую игру теней.
Чем вы вдохновляетесь при создании своих работ?
То, что я делаю — не плод случайных экспериментов, это синтез философии и живописи. Это результат наблюдений за реальной игрой света в природе и в городском пространстве. В лучах восхода и заката, в отсветах солнечных бликов на воде, в витражах листвы деревьев, в проникающем в утреннюю комнату солнце. Геометрия этих явлений привела меня к еще одному направлению в творчестве — в 2022 году я создал коллекцию световых многогранников. Особенная ценность которых, в уникальном рисунке теней, преображающих пространство.
Какие сейчас у вас самые главные направления в творчестве?
Световые инсталляции я создаю как самостоятельные объекты, так и в качестве светового декора для различных пространств, в том числе и для открытых площадок. И тут я выступаю не только в роли художника, но и дизайнера и инженера. Сейчас, например, работаю над проектом светового оформления одного из московских театров. Световые многогранники — постоянно расширяющаяся коллекция. Я создаю их на заказ и реализую уже созданные модели в небольших сериях. Это направление легко найти под брендом «Мастерская света Михаила Дьячкова». Живопись в традиционном виде для меня также является важнейшим и бесценным процессом. Но пишу я в основном акварелью, потому что считаю эту технику наиболее близкой к светоносному искусству.
Представляете ли вы современное искусство без технологий?
Я получил художественное образование в 90-х. И уже тогда прекрасно понимал, что без современных технологий в творчестве никуда не денешься, хотя этому нас и не учили. Однако уже 100 лет назад художники творили, казалось бы, опережая свое время на век вперед, и ловили любые новшества на лету. Только представьте себе, начало XX века, только начинается эпоха электрического света, а Скрябин уже писал светомузыку! Так как же сейчас можно стоять в стороне при таких потрясающих технологических возможностях?
Какие проекты планируете представить в ближайшее время?
Приглашаю всех на фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» , который как всегда проходит в Арт-парк «Никола-Ленивец» в конце июля. Там будет моя новая инсталляция под открытым небом — «Солнечный калейдоскоп».