Анастасия Постригай: «Моя цель – влюбить людей в искусство!»

Анастасия Постригай, искусствовед, основатель Академии OP-POP-ART – об уникальности обучения в онлайн-формате и о том, как сделать искусство доступным для каждого и изменить общество к лучшему.
Анастасия Постригай: «Моя цель – влюбить людей в искусство!»

Анастасия, чему учат в вашей Академии?

Мы изучаем искусство — преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру. А уникальность Академии OP-POP-ART в том, что наши студенты получают профессию искусствоведа, не выходя из дома: все занятия в онлайн-формате. Поэтому учиться можно из любой точки мира. Академия соответствует всем критериям высшего учебного заведения. Разница вот в чем: наши лекции увлекательные, занятия гибкие, студенты занимаются в удобное для них время. Для эффективного усвоения материала мы используем различные техники: тестирования, домашние задания, майндмэппинг, творческие работы. Это обеспечивает полноценное погружение в тему.

Лекции всегда наполнены юмором, материал я подаю с элементами сторителлинга. Мы в OP-POP-ART строим обучение так, чтобы студенту было интересно. На наших лекциях невозможно заскучать из-за монотонной речи преподавателя. Моя цель — влюбить учеников в искусство с первого же занятия! Наверное, именно поэтому у нас большой процент посещаемости. Зачем прогуливать урок, если он увлекательный, как любимый сериал? Мы цепляем студентов подачей, и они уже сами хотят и дальше активно изучать искусство с OP-POP-ART.

Какие перспективы открываются перед выпускниками Академии?

Зависит от исходной точки. Для решивших повысить квалификацию откроются новые перспективы в карьере. А те, кто пришел с нуля, смогут найти работу в сфере искусства. И в России, и за рубежом.

Выпускники Академии OP-POP-ART работают не только в искусстве напрямую, но и в смежных областях: дизайнерами интерьеров и одежды, стилистами, флористами и т.д. Они востребованы везде, где требуется хороший вкус.

Мы убеждены, что Академия OP-POP-ART в силах помочь любому стать лучше. За два года обучения мы развиваем в учениках не только хороший вкус, но и креативность, умение думать нестандартно, выходить за рамки привычных решений. Это пригодится везде: и на работе, чем бы вы ни занимались, и в жизни.

Сколько времени нужно, чтобы из обычного человека сделать ценителя искусства?

Научить разбираться в искусстве можно каждого, вопрос только в количестве потраченного времени и усердии человека. Уже на начальном уровне студент нашей Академии получает крепкую базу и сам хочет учиться дальше. Мы знаем кучу примеров, когда женщины учились в OP-POP-ART, а их мужья фоном слушали лекции и втягивались настолько, что начинали заниматься вместе с ними.

Еще многое зависит от увлеченности вопросом и насмотренности студента. Те, кто разово заинтересовался и быстро перегорел, вряд ли станут большими ценителями искусства. Но если вы действительно увлечены, анализируете увиденное, делаете выводы, подмечаете детали — история другая. Добавьте к этому посещение музеев и онлайн-выставок, и можете за месяц стать ценителем какого-то определенного художника или стиля. Нет предела совершенству!

Я вот давно выучилась, у меня красный диплом искусствоведа, но до сих пор открываю для себя новых героев.

Всем ли это дано — научиться разбираться в искусстве? Я убеждена, что всем! Моя методика это доказывает.

Вообще, история искусства — это наша жизнь, запечатленная в живописи, архитектуре, скульптуре. Любое искусство — это отображение времени, в котором живет автор.

За 5 лет в OP-POP-ART приходили люди с абсолютно разным уровнем подготовки, из далеких от искусства профессий: врачи, бизнесмены, юристы и многие другие. Удовольствию от обучения и его эффективности это не помешало. Возраст тоже не помеха: на днях в наш проект «Институт Благородных Девиц» записалась девица семидесяти одного года от роду! Мы очень ей рады и заранее уверены в ее успехе.

Как считаете, в современной России хватает знатоков в этой области?

В России хватает знатоков в области искусства, но не хватает популяризаторов. В профессии есть много стереотипов и снобизма по отношению к тем, кто делает искусство понятным для всех. Надеюсь, в ближайшие годы ситуация изменится. Я в этом отношении первопроходец, но уже вижу позитивные изменения. Если моя манера преподавания станет трендом, то совместными усилиями получится охватить огромное количество людей, влюбить их в искусство и наполнить музеи посетителями. Надо в корне менять вектор: изучение истории искусства — это не скучно, наоборот! Это модно, круто и ультрасовременно.

Где вы сами учились истории искусства?

Пять лет я изучала историю искусств в РГГУ. Все самые рабочие методики и актуальные знания я перенесла оттуда в свою школу. Конечно, адаптировав под конкретные задачи и добавив в каждый материал кирпичик любви.

Я очень счастлива, что получила образование именно в РГГУ. Мне повезло учиться у нескольких суперзвезд из мира искусства. Например, среди моих преподавателей был Иван Иванович Тучков — специалист по искусству Древнего Рима и Ренессанса. До сих пор благодарю судьбу за возможность слушать его лекции. И страшно горжусь полученной пятеркой на экзамене по искусству Древнего Рима. К сожалению, пару лет назад наша профессия осиротела: Иван Иванович ушел из жизни.

Я горжусь своей альма-матер. Университет заложил очень хорошую базу моих знаний.

У вас большая аудитория на странице в Инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — почти 700 тысяч подписчиков. Чем вы завоевали их внимание?

Наверное, любовью, с которой рассказываю людям об искусстве. И личным подходом: я интересуюсь делами студентов, всегда предлагаю помощь. Студенты отвечают тем же: активно занимаются, развиваются, задают вопросы. У них получается раскрыться для новых знаний, из-за этого они быстро прогрессируют.

Нести знания об искусстве я считаю миссией. Поэтому для меня очень важно давать информацию не только платно — не у всех есть финансовые возможности для обучения. Я делаю много бесплатных лекций, есть e-mail рассылка, посты и еженедельные прямые эфиры в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Стараюсь показывать моим подписчикам, как много прекрасного есть в искусстве. Играю роль проводника в новый мир.

У искусства есть границы?

У искусства нет границ. Искусство может говорить на любую тему, независимо от обстоятельств — эпидемий, войн и т.д. Искусству всегда есть, что сказать, поэтому оно и вечно.

Как полагаете, телевидение — это вид искусства?

Несомненно, это так. Но стоит понимать: не все, что мы видим на российском телевидении, можно отнести к качественному искусству. Приведу такой пример: есть искусство, которое находится в музеях — его выставляют на авторитетных площадках. Есть искусство, которое можно увидеть в переходах или на уличных вернисажах. Строго говоря, и то и другое — искусство. Разница лишь в качестве и в уровне. В отношении телевидения то же самое. От других видов искусства телевидение отличается аудиторией: телевидение рассчитано на широкий круг зрителей. Если ты никогда не видел и ничего не слышал о Кустодиеве — это нормально. Но если ты ничего не слышал о передаче «Голос» — тебя сочтут странным.

Могут ли онлайн-экскурсии и спектакли в подобном формате, которые в 2020 году стали особенно востребованы, совсем заменить со временем живые виды искусства?

У онлайн-формата не получится заменить живые выступления и мероприятия. Когда смотришь на картину вживую, она начинает с тобой «разговаривать»: можно оценить мазок, посмотреть на цветопередачу, не искаженную экранами мониторов и телефонов. Иногда даже получается разглядеть отпечатки пальцев художника!

А онлайн-формат — это как общение по Zoom с любимым человеком. Вы просто рассказываете друг другу, как прошел день, обмениваетесь новостями и отключаетесь до следующего созвона. Другое дело, когда вы сидите рядом, обнявшись, и разговариваете по душам.

Как вы считаете, что-то из современных произведений искусства может занять место в веках?

Я большая поклонница китайского художника Ай Вэйвэя. Это настоящая рок-звезда из мира искусства, а его арт-объекты по скандальности и заложенным смыслам не уступают «Фонтану» Дюшана.

Ай Вэйвэй очень разносторонний, постоянно пробует новое, ничего не боится. Вы бы смогли ради перформанса разбить антикварную вазу династии Хань, возрастом более 20 веков? А он это сделал! И не ради, как сейчас любят говорить, хайпа. Запечатлев все на фотографиях, он привлек общественное внимание. Показал, как власти поступают с прошлым Китая. Мне кажется, все, что он делает, достойно занять место в веках.

Еще очень люблю Дэмьена Хёрста. Он не боится говорить о самом насущном, в своих работах жестко сталкивает зрителя с проблемами культуры потребления. Он ультрасовременный, но при этом хорошо знает традицию. Его самая дорогая скульптура «За любовь Господа» — это человеческий череп, инкрустированный более чем 8000 промышленных бриллиантов. И, конечно, здесь есть прямая связь с ванитас, направлением, зародившимся в пятнадцатом веке. Ванитас — это натюрморты с черепами, призванные напомнить людям о смертности и тщетности существования. Дэмьен Хёрст, по сути, делает то же самое — но совершенно по-новому, иначе, на современном нам с вами языке. Еще мне нравится творчество Маурицио Каттелана, художника-самоучки с мировой славой. Он выбрал своим оружием иронию и сознательно эпатирует публику. У него просто сверхъестественная энергия и фантазия! Как вам инсталляция «Америка» — унитаз из золота 750 пробы? Жестко? А как насчет работы «Повешенные дети»? Маурицио подвесил в парке детские манекены и моментально вызывал реакцию. Один мужчина не выдержал, полез их снимать, упал сам... Можно много рассуждать об этичности таких произведений, но главная цель достигнута. Зритель задет за живое, в обществе началась дискуссия. Сам про себя Маурицио говорит, что он только губка и репродуктор. Его роль — транслировать то, что он видит в мире каждый день. Лично для меня Ай Вэйвэй, Херст и Каттелан — это топ-3 самых значимых художников современности. Да, их работы провокационны, вызывают у публики шок, недоумение, негодование, агрессию. Но в этом весь смысл: никто не остается равнодушным, общество вынуждено посмотреть на себя без прикрас, глянца и красивого фантика. Такие работы заставляют остановиться и задуматься, сталкивают лицом к лицу с реальностью.

Это непростой опыт, но он необходим. Через него, через эту рефлексию зритель обретает новые смыслы и возвращается в общество другим человеком. Раньше искусство меняло людей к лучшему через соприкосновение с прекрасным. Теперь оно делает то же самое, сталкивая нас с морально тяжелыми, некрасивыми, иногда попросту чудовищными вещами. Но механизм — ровно тот же. Не каждый это понимает, поэтому я и призываю говорить об искусстве простым и ясным языком. В этом моя миссия и цель: сначала побыть своего рода «переводчиком», а в перспективе — научить людей понимать язык искусства самостоятельно. Думаю, это сделало бы всех нас немного лучше и, возможно, даже счастливее.