5 самых необычных икон Богородицы: диковинные истории и говорящие детали

Иконопись — очень строгое искусство, и предполагается, что каждый мастер следует канону, который почти не меняется уже много веков. Тем не менее, очень часто на иконах можно увидеть нечто неожиданное или странное.
5 самых необычных икон Богородицы: диковинные истории и говорящие детали

Сегодня мы хотим рассказать о самых загадочных и непонятных священных изображениях, объяснив, откуда взялись на них диковинные персонажи и что значат неожиданные детали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беременная Богородица

Прямо сейчас на Волхонке в «Центре искусств. Москва» проходит выставка «Лики Марии — Образы Света», где представлены 18 полотен Вероники Пономарёвой-Коржевской. Художница, хотя и называет свои работы картинами, а не иконами, создает их в точном соответствии с древним каноном, и потому одно из ее произведений может удивить.

На полотне «Избавительница от бесплодия» Богородица изображена беременной. Это кажется странным — хотя данный этап жизни Богоматери и воспевается в священных текстах, такой образ на иконах для нас непривычен. Действительно, он не принят в восточной и западной иконографии, однако на Руси встречается нередко.

Сюжет «Богородица Непраздная» пришел к нам из Грузии, где он изображался на иконах и фресках. Одна из самых древних уцелевших росписей относится к XV веку и находится в женском Успенском монастыре в Дирби. В Грузии и на Руси образ «Непраздной» был связан с эпизодом, где Иосиф прогоняет из дома беременную жену, узнав, что ребенок не его, и поэтому на иконе Дева Мария нередко плачет, прижав ладонь к лицу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фреска Богородица Непраздная
Фреска «Богородица Непраздная» в монастыре в Дирби, Грузия

Настроение картины Вероники Пономарёвой-Коржевской совсем иное. На ней жест Богородицы выражает умиление, она словно прислушивается к новой жизни, а на фоне за спиной Пречистой изображен весенний сад, который только начал цвести. Полотно художница написала, когда в ее жизни после 10 лет борьбы за материнство появился долгожданный ребенок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Картина Избавительница от бесплодия Вероника Пономарёва-Коржевская
Картина «Избавительница от бесплодия» Вероники Пономарёвой-Коржевской

На Руси икона «Богородица Непраздная» пользовалась особым почитанием у беременных женщина и рожениц. Считалось, например, что она помогает благополучно разрешиться от бремени, а в некоторых регионах Украины было принято обрезать пуповину только появившегося на свет младенца прямо на иконе — так, чтобы на ней остались следы инструмента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Богородица на орле

Это необычное изображение появилось в конце XVII века, когда гербы фигурировали буквально везде — от архитектурных сооружений до обложек книг. Не избежали этой участи и иконы. Вдохновлялся при этом иконописец светской живописью — портретом царевны Софьи Алексеевны, где она написана в центре герба Российской империи.

В народ «крылатый» образ ушел в XVIII веке во время походов Голицына на Азов. Азовская икона Богоматери стала символом войны за веру, и вскоре появилось множество ее вариаций: на одних Богоматерь восседает на спине орла, на других крылья изображены так, что кажутся принадлежащими ей самой.

Троеручица

Первая мысль, которая возникает при виде этой иконы: мастер обсчитался с количеством рук! Но в честь «Троеручицы» воздвигали храмы, существует даже посвященное ей особое литургическое песнопение. Могло ли такое произойти, если бы священное изображение содержало ошибку? Разумеется, нет!

Согласно греческому тексту о деяниях преподобного Иоанна Дамаскина, этот святой выступал против иконоборчества, чем вызвал гнев у правителя Византии Льва III. Расправиться с Иоанном император не мог, ведь жил тот в Дамаске и был министром при дворе халифа. Лев оклеветал Иоанна, и разгневанный халиф приказал в наказание отрубить своему подданному ладонь. Однако святой приставил ее к своей руке, помолился перед иконой Богородицы, и кисть приросла обратно. После этого Иоанн изготовил серебряную руку и приложил ее к священному изображению в благодарность за чудо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно эту драгоценную длань и срисовывали художники, копируя икону. Они изображали третью руку металлической и не принадлежащей Богоматери, однако к моменту, когда образ попал на Русь, «цвет» потерялся — так и появился образ Троеручицы.

Возникла среди крестьян и новая легенда, объясняющая странную анатомию Девы Марии. Согласно сказанию, как-то женщине пришлось убегать от разбойников, и на ее пути оказалась река. Пречистая бросилась в воду, но ей было трудно плыть с малышом на руках, и тогда она взмолилась: «Сын мой, дай мне третью руку!» Младенец услышал просьбу матери, у той выросла третья рука, и она невредимой добралась до берега.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Богородица-русалка

Но есть кое-что еще более странное, чем третья рука — в Греции, на островах Лесбос и Родос, очень распространено изображение Богородицы... с рыбьим хвостом. Считается, что этот образ пришел в живопись из литературы, причем современной: в 1949 был опубликован роман Стратиса Миривилиса «Богородица-русалка», где фигурировало это изображение, которое якобы находилось в одной из церквей Лесбоса.

Вряд ли писатель вдохновлялся сказкой Андерсена: скорее всего, он опирался на реально существующую иконографию. Фреска «Страшный суд» XVI века в монастыре Периволис на Лесбосе написана на сюжет Второго Пришествия, и на ней изображена Богородица, сидящая на спине Левиафана, а вокруг нее плавают рыбы, которые выплевывают части человеческих тел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем» — именно эти строки иллюстрирует композиция. Вероятно, Миривилис создавал книжный образ под впечатлением от фрески, и нет ничего удивительного, что на островах, где море буквально кормит людей, Богородица-русалка — Панагия Горгона — до сих пор невероятно популярна.

Фреска Страшный суд монастырь Периволис Греция
Фреска «Страшный суд» XVI века в монастыре Периволис
Богородица-русалка
Богородица-русалка
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Богородица в доспехах

Сейчас в России иконопись находится на подъеме, и поэтому новые иконы появляются постоянно. Одна из них — созданное в 2004 году изображение Богоматери, облаченной в кольчугу и шлем — получила название «Взбранной Воеводе победительна». Кондак, содержащий этот эпитет, был составлен еще в 626 году, когда Константинополь был спасен от осады варваров после крестного хода с иконой Богоматери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Икона Богородицы Взбранной Воеводе победительна
Икона Богородицы «Взбранной Воеводе победительна»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно одной версии, монаху, написавшему икону в 2004 году, Богородица в облачении воительницы явилась во сне. Есть и другой вариант развития событий: говорят, что паломник сфотографировал икону Божией матери Ченстоховской, но на снимке проступили доспехи — это и вдохновило иконописца на создание священного изображения, где кольчуга символизирует веру, а шлем — надежду на спасение.

Надо отметить, что эпитеты, которыми величают Богородицу в священных текстах, вдохновляют художников и иконописцев до сих пор. На выставке «Лики Марии — Образы Света» представлены работы Вероники Пономарёвой-Коржевской, названия для которых взяты из церковной гимнографии. Ознакомиться с экспозицией можно до 9 ноября — так что всем, кто хочет посмотреть на полотна, в которых слились воедино канон и современный язык, советуем поторопиться!