Третий сезон «Наследников»: кое-что покруче «Игры в кальмара»
Название Succession, раз уже игра слов теряется, можно было перевести как «НаследниЧки», потому что положительных персонажей тут нет. Весь первый сезон ты мечешься между героями, пытаясь найти хоть кого-то приятного, и иногда кажется, что находишь, но ненадолго, максимум на одну серию. Потому что потом этот «милый человек» совершает какой-то омерзительный поступок, и поиски приходится начинать заново. Так что готовься сразу: тут не на кого ставить, это шоу о больших деньгах и о людях, которые ими окончательно испорчены. Впрочем, может, дело совсем не в деньгах.
Патриарх Рей Логан стареет и слабеет, ему надо передавать свою империю. Среди наследников — дочь, трое сыновей, приспешники, ну и всякие второстепенные лица — муж дочери, внезапно появившийся племянник и прочие родственники. Все, даже самые близкие понимают, что вот-вот произойдет дележка большого пирога и претендуют на свой кусок: кто понаглее и поамбициознее хочет возглавить компанию, кто попроще — просто обеспечить себе надежное место и возможность летать частным самолетом до конца жизни. На чувства и эмоции других людей, будь они хоть сто раз тебе родными, здесь принято плевать с высоты полета того самого частного самолета, эгоизм, возведенный в недостижимую степень, выедает все живое и человеческое. Ну что поделаешь, их так воспитали.
По ходу действия выясняется, что компания покрывала некие темные делишки — проституция и даже убийства. Логан чуть не отправляет в тюрьму своего сына Кендалла, чтобы прикрыть собственный стареющий зад, ну а Кендалл делает ход конем и дает ему отпор, заявляя, что отец знал обо всех преступлениях и у него есть документы, которые это подтверждают. На этом противостоянии преданного и предавшего сына и преданного и предавшего отца и строится весь третий сезон. Маловато? Ну посмотрите трейлер, где Логан кричит: «Мы их затравим!» (В оригинале гораздо более нецензурно.) «Их» — в смысле того самого сына, который пошел против него.
Рой тут символ и представитесь той самой старой гвардии, большой начальник, от криков которого у его подчиненных и семьи волосы встают дыбом и чье появление в комнате невольно заставляет присутствующих встать — то ли из уважения, то ли из страха, а скорее всего, и того и другого. Его приказы обладают силой, способной перевернуть мир, подобающей лидеру медиаконгломерата, имеющего прямую связь с президентом Соединенных Штатов. Вот только это, вероятно, уже оболочка, которой все по привычке повинуются, потому что внутреннее содержание разрушено временем и болезнями. Он одновременно сила и слабость, он человек и чудовище, несовершенный и непогрешимый, и за каждым его шагом наблюдают его родные, пытаясь разгадать, гениальный ли это ход или провал. Правильное ли это решение, или все еще Акелла наконец-то промахнулся. Эта дуальность главного героя создает и дуальность сериала, потому что он невыносимо трагичный и вместе с тем болезненно комичный. В общем-то понятно, почему идут споры о его жанровой принадлежности, но все же это в первую очередь драма, получившая в этой категории «Золотой глобус» и «Эмми».
Второй сезон обещал нам войну между сыном и отцом, третий сезон выполняет это обещание. С первой секунды первой серии мы чувствуем напряжении, и, кажется, оно не ослабевает до конца. К счастью, сценаристы знают, когда нужно проветрить вдруг ставший тесным пентхаус на Манхэттене, и используют для это комедийные ситуации и придумывают потрясающие оскорбления, которые герои чащи всего выкрикивают друг другу по телефону. Впрочем, даже когда кричат в лицо, серьезнее они не воспринимаются. Кажется, что слова тут вообще не имеют веса, всё самое важное всегда оказывается между строк, ну или в действиях. Так, например, когда дети отправились в логово предателя на переговоры, догадавшийся обо всем Логан отправляет им коробку пончиков. Догадываетесь, чем заканчиваются переговоры?
Что еще можно рассказать о сюжете без спойлеров? Кендалл, обвинив своего отца в том, что он знал о грязных делах компании, оказывается на свободе. Но на его стороне только Грег ( тот самый дальный племенник) с теми самими документами на руках, не вполне понимающий, как он вообще оказался втянут во все это. Грег постоянно колеблется, его собственных мозгов не хватает на принятие решения, и он обращается за помощью к деду (брату Логана), но тот в данном случае так себе советчик. Остальные же дети Логана остаются со стариком, наверное, потому, что понимают: Кендалл не даст им ни капли власти, а если они поставят на отца, у них все еще есть шанс. Понимая, что семья от него отвернулась и довольно быстро, Кендалл пытается завоевать публику, раздавая налево и направо «искренние» интервью и активно использую социальные сети. С чем он выступает? С идеями о том, что патриархат должен умереть и что мы наконец должны услышать голоса жертв. При этом он, конечно, не встретился лично ни с одной из жертв Waystar Royco и не сразился ни с одним патриархом, кроме собственного папочки. В общем, даже со знаменем святой войны он умудряется выглядеть скорее жалко, чем гордо.
Критика капитализма здесь поинтереснее и поглубже развлекательно-жестокой «Игры в кальмара» и, конечно, абсурднее. Пчелы против меда, человек, родившийся с золотой ложкой во рту, против капитализма. Его лицемерная добродетель, которую он транслирует без остановки, напоминает нам о том, что корпорации никогда в жизни, ни разу, ни грамма не будут заботится о людях (ну в мире, где мы живем). Они будут делать вид, что заботятся, будут выпускать брошюры, плакаты, проводить очень громкие акции в пользу несчастных эксплуатируемых где-то там в Бангладеше детей, но на самом деле им всё равно. И если они смогут продолжить их эксплуатировать без лишнего шума и вреда для репутации (читай: «бизнеса»), то именно это они и сделают. Но еще хуже в Кенделле то, что он выбирает расхожие лозунги, которые на самом деле важны, но их уже девальвировали настолько, что они потеряли всякую силу. Вот и Кенделл становится тем самых белым богатым мужчиной, который повторяет что-то о свержении патриархата, правах женщин и голосах жертв, пытаясь таким образом доказать, что он хороший человек, он лучше, чем его отец. Но нет, ты не становишься хорошим человеком от того, что укутываешься в одеяло из фраз, значения которых до конца не понимаешь и не разделяешь. Казаться, а не быть? Не слышали.
На другой стороне поля — старик Логан, его дочь Шив, Том, Роман и Коннор пытаются оправдать свою позицию. Выходит нечто вроде «если зла становится меньше, то значит, мы правы». Детей в данном случае объединяет и особая цель: не навредить изрядно ослабевшему отцу, ведь Логан не только рычит, он иногда и просит о помощи, в этом сезоне гораздо чаще, чем в первых двух. В любом случае дети лишь продолжают цикл насилия, который их отец создавал и поддерживал на протяжении десятилетий, и то, как семья Роев разрушает себя изнутри, — зрелище жуткое, но при этом не лишенное юмора (помним про дуальность). Понятно, что у детишек было в каком-то смысле ужасное детство, но это не снимает с них вины: они продолжают играть в папины игры из жадности, лишь время от времени являя миру свои светлые «человеческие» стороны. Только этого мало для их оправдания, тем более что зритель (то есть мы с тобой) явно в числе тех самых 99 процентов, на чьем горбу они и выстраивают свое благосостояние.