Спят с пациентами, плюют на этику: что не так с нашими сериалами о психологах?
Психология – это наука, которая касается каждого из нас. Неудивительно, что вопросы психологического развития личности непрерывно обсуждаются в массовой культуре. И конечно же, не обходят стороной это направление и современные сериалы. Как и во многих других областях массовой культуры, тренды здесь задают в основном западные проекты. Такие сериалы, как «Необходимая жестокость» (США, 2011), «Сексуальное просвещение» (Великобритания, 2019), «Отыграть назад» (США, 2020) устанавливают высокую планку, которую нашим отечественным лентам достичь, по-видимому, пока не удается. Первое, что бросается в глаза при просмотре российских сериалов о психологах, – это некая топорность, а порой и абсурдность типажей главных персонажей – самих специалистов. Что не так с художественными образами киногероев, разбираем на примере 5 российских сериалов последних лет вместе с Анастасией Филипповой, психотерапевтом, сексологом, автором курса «Самооценка женщины».
«Псих» (2020)
Абсурдность происходящего в сериале видна уже из названия. Герой Константина Богомолова – успешный психолог, которому самому... нужен психолог. Он находится в состоянии профессионального выгорания. Проводит сеансы с пациентами по инерции, а сам будто давно мертв изнутри.
Поведение Олега (так зовут персонажа) противоречит профессиональной этике психотерапевтов. Он хамит пациентам, а все свои умозаключения проговаривает прямо вслух, вместо того чтобы воспользоваться блокнотом.
Свою смертельную усталость от профессии и от жизни в целом он прячет за экстравагантным поведением. При этом он не в состоянии наладить личную жизнь и живет с мамой, которая постоянно пытается его с кем-то свести и в итоге выгоняет его из дома.
Будучи изначально неуравновешенным человеком, Олег к тому же сталкивается с травмой – потерей жены – и выйти самостоятельно из сложной ситуации не может. Психотерапевт, который застрял в собственной травме, должен сам ходить к психотерапевту, а не консультировать людей.
«Триггер» (2018)
Главный герой Артем Стрелецкий – психотерапевт, сторонник шоковой терапии. Он провоцирует клиентов, выталкивая их из зоны комфорта. При этом он не брезгует унижениями, насмешками, оскорблениями. Такая бестактность недопустима в психотерапии и является нарушением профессиональной этики.
Артем зациклен на себе, циничен, он хочет, чтобы его слушались и слепо ему верили, тем самым он ломает волю пациентов. Его стратегия – не терапия, а сплошные провокации и манипуляции.
Абсолютно не понятна мотивация персонажа. Возникает ощущение, что ему просто нравится мучить людей. Из-за этого наблюдение за тем, как он «помогает» своим пациентам, может вызвать отвращение.
Посмотрев такой сериал, неискушенный в психологии зритель может начать опасаться обращаться к психологу в случае необходимости. Главное, что следует понимать при просмотре «Триггера»: в нем показано, как быть не должно. Главный герой явно переходит рамки дозволенного в психотерапии.
Метод шоковой терапии действительно имеет право на существование и порой эффективен, но в рамках терапии вы никогда не столкнетесь с унижениями и манипуляциями. Цель психолога – помочь пациенту обрести свободу, а не подчинить его своей воле.
«Медиатор» (2021)
В центре сюжета – профессиональный переговорщик (он же медиатор) Андрей Павлов. Он мастерски перевоплощается и может убедить кого угодно в чем угодно. Жестокий, резкий циник. Официально работает в органах, но помимо этого ведет собственный бизнес, помогая людям по запросу.
Вот только помощь у него весьма странная. Люди нанимают его для решения своих проблем: чтобы отстранить от наследства брата или организовать провокацию собственной дочери. За деньги Павлов готов на аморальные поступки. Он намеренно прибегает к самым отвратительным методам решения ситуации. А мотивы обращающихся к нему за «помощью» его не интересуют. Таким образом главный герой, будучи гениальным психологом, лишь культивирует зло, хотя мог бы применить свои способности по-другому.
В целом Андрей Павлов – шаблонный персонаж. Мастер своего дела, социопат, нарцисс, при этом имеющий собственные травмы. В этом сериале, как и в двух предыдущих, психологу самому нужен психолог. Но здесь герой хотя бы не проводит психотерапевтические консультации.
«Синичка» (2018)
Ульяна Синицына – кандидат психологических наук, преподаватель МГУ на пороге защиты докторской диссертации. Она создала инновационный метод диагностики личности по изображениям, которые человек неосознанно рисует на полях. Однако на предзащите диссертации собственная мать зарубила ее работу. Девушка расстраивается и идет работать в полицию.
Героиня карикатурна и несуразна. Внешность синего чулка и нелепое поведение показаны очень утрировано.
В очередной раз мы видим психолога, который не разобрался с собственными трудностями в жизни (в случае Синицыной – это проблемы с матерью), но при этом якобы отлично понимает других и раздает всем вокруг советы.
А еще нам снова показывают, что все психологи – не от мира сего, странные личности со своими «тараканами».
«Психологини» (2017)
В сериале три главных героини. Татьяна – успешный семейный психолог, у которой роман с собственным клиентом, что является грубым нарушением профессиональной этики. Виктория – властная и агрессивная натура, автор женских тренингов по привлечению богатых мужчин, ее муж – безработный. Алина – инфантильная мать-одиночка в поисках богатого мужчины. Все три девушки – выпускницы психфака. Персонажи показаны привлекательными, но недалекими.
Помимо очевидной неспособности справляться с собственной жизнью все трое имеют психологические проблемы, требующие личной терапии, такие как эдипальный конфликт, отрицание женской сути, симбиоз с матерью. Но никто из них личную психотерапию не проходит, а значит, не может быть психологом и консультировать других.
В «Психологинях» так же муссируется тема сапожника без сапог. Героини показаны так, что сериал выглядит как антиреклама психотерапии.
К сожалению, в России в отличие от Запада до сих пор не сформирована культура обращения к психологам. Видимо, поэтому их образы так однобоко показаны в наших сериалах. Однако мы попадаем в замкнутый круг: люди не так часто сталкиваются с психологами – нет адекватных персонажей в массовой культуре – на основе увиденного люди продолжают отказываться от психологической помощи в трудных ситуациях. Остается надеяться, что переломный момент всё же произойдет и однажды мы увидим в отечественном кино образ действительно грамотного психолога-профессионала, а не набор стереотипов.