Как реальная история насилия превратилась в сериал «Хрустальный»
По форме сериал напоминает детектив с очевидной сюжетной линией – расследование зверских преступлений. Но для искушенного зрителя важна не форма. Фильмов о маньяках много, в том числе основанных на реальных событиях. Жанр сериала «Хрустальный», вышедшего в 2021 году, идет намного дальше. Это психологическая криминальная драма режиссера Душана Глигорова, во главе угла которой стоят разные персонажи – в большинстве своем являющиеся не теми, кем они кажутся на первый взгляд. Сценарист и режиссер ставят задачу не столько интриговать и сделать непредсказуемой развязку, сколько продемонстрировать прямую или косвенную причастность каждого из героев к большой трагедии общества.
Актеры сериала «Хрустальный»
Главную роль – центрального персонажа по имени Сергей Смирнов (Пронченко), сотрудника следственного комитета, охотника на серийных убийц, – сыграл Антон Васильев. Его экранным братом и по совместительству начальником УВД города Хрустальный Геннадием Пронченко стал актер Николай Шрайбер. Отзывы кинокритиков сериала «Хрустальный» сводятся к тому, что типажи двух главных персонажей подобраны весьма удачно. Актеры заставляют поверить в родственную неприязнь братьев, обусловленную незаживающей детской травмой.
Супругу Гены Алену сыграла Екатерина Олькина, его бывшую девушку – Дарья Екамасова, подругу детства Сергея – Карина Разумовская. Дмитрий Куличков вжился в роль криминального бизнесмена и местного авторитета Семена Борисенко («Барса»). Константин Тополага предстал на экране в образе губернатора, предположительно, Ростовской области. Самая 1 серия сериала «Хрустальный» наглядно демонстрирует противостояние большого города в лице Сергея и провинции со своими предрассудками и страхами в лице ее жителей. И этот завуалированный конфликт мастерски передают российские актеры, чьи лица приятно видеть хотя бы потому, что они не примелькались на экране.
Как снимали сериал «Хрустальный»
Почти все серии сериала «Хрустальный» снимали в Ростовской области в 2020 году. Регион выбрали неслучайно – в столице или Подмосковье невозможно было создать необходимую атмосферу. Особенно сцен в заброшенных шахтах, каменных колодцев и с пейзажами из курганов. Три месяца съемочная группа вела подготовительные работы, еще столько же занял сам процесс.
В общей сложности сериал «Хрустальный», который сегодня можно посмотреть бесплатно онлайн, состоит из десяти эпизодов. Он стал одним из первых оригинальных проектов платформы Kion. Первую серию разместили на 20 апреля 2021 года, и уже через четыре месяца сериал признали самым успешным среди оригинальных у данного кинотеатра.
После выхода финального эпизода сериала «Хрустальный» зрители надеялись, что последуют второй и даже третий сезоны. Продюсеры некоторое время вынашивали подобную идею, но Антон Васильев отказался от дальнейшего участия в проекте. Свой ответ он мотивировал большой физической и моральной отдачей, которую требовала роль. Актер отметил, что не хотел бы проходить через подобные испытания снова.
Сюжет сериала «Хрустальный»
В городе Хрустальном, в котором и развивается вся сюжетная линия сериала, обнаружили тело мальчика. Он был изнасилован и убит. Родителей вызывают на опознание, и оказывается, что это не их ребенок, их всё еще числится пропавшим без вести. Местным властям вся эта история с предполагаемым маньяком совсем некстати, поэтому они просят помощи в этом деле у «центра», вызывают специалиста по маньякам из Москвы, который вроде как случайно родился и вырос в Хрустальном.
Следователя из Москвы в родном городе ждут брат, старая любовь, учитель, а еще воспоминания об изнасиловании. Вот он — взрослый крепкий мужик, а вот — маленький голубоглазый мальчик, с которым случилось страшное (намеренно не рассказываю подробно, тут, как ни описывай, будет спойлер). С этим страшным он живет много лет, оно выжирает его изнутри, заставляя заливать воспоминания спиртным. Со временем герой сам себя начинает ощущать монстром, по крайней мере, говорит, что детей у него не будет, потому что их семья ничего хорошего миру дать не может.
Возможно, по этой причине сериал «Хрустальный» — лучший в своем роде, поскольку в художественной форме поднимает тему насилия в отношении мужчин. Совсем не публичную, вызывающую у обывателей неловкость, а не сочувствие и ужас. Вот и главному герою не очень-то помогает социум. Именно из-за табуированной темы, о которой предпочитают либо замалчивать, либо обвинять жертву. Если тебя изнасиловали, то ты уже «порченный» и «опущенный» и делать с тобой можно что угодно. Все серии сериала «Хрустальный» демонстрируют эту пропасть между центральным персонажем и обществом. Но ведь он не одинок, и от этого еще горше.
Как жить со всем этим ребенку, не очень понятно, тут взрослые-то не справляются. Ребенку говорят: «Молчи об этом, никому ни слова!». И он молчит, молчит, молчит, пока его травма не становится основой его личности, не становится им самим, не становится в итоге больше его.
Главный герой сериала «Хрустальный» использует расследование и поиски пропавших мальчиков как шанс — шанс помочь себе, маленькому. Если его уже не спасти, если он уже вынужден жить со своими болью и драмой, но у этих мальчиков еще есть шанс. Им не придется выпрыгивать из окна, спасаясь от маминого ухажера, который избил его и велел ему раздеваться.
Эта страшная сцена, которую хочется перемотать, основана на реальных событиях. Точнее, она и есть реальное событие, которое произошло со сценаристом «Хрустального» Олегом Маловичко. Несколько лет назад он написал колонку под названием «Я могу говорить», в которой рассуждал о жертвах насилия и о том, почему общество так любит предъявлять им претензии. Он рассказал о том, что произошло с ним много лет назад, когда дружок его матери решил «воспитать» потенциального пасынка:
«В один из вечеров, напившись, он выставил мать из дома, запер дверь, подошел ко мне и ударом кулака свалил на пол. Удар был настолько неожиданным и сильным, что мне показалось, будто на меня налетел поезд. Я попытался подняться. Второй и третий удары — позже я узнал, боксеры называют это двойкой — окончательно определили для меня правила игры. Это не драка, а избиение — не будете же вы драться с поездом.
Потом он бил меня ногами, и для меня это было лучше: я подставлял под удары локти и колени. Заметив мою хитрость, он снова пустил в ход кулаки, и стало еще хуже: он бил в бок, я инстинктивно закрывал места ударов, и тогда он бил ногой в грудь, живот, голову.
Он бил меня, пока не устал. На шкафу стояла статуэтка — довольно тяжелая. Он взвесил ее, словно уверяясь, что она подходит. И сказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет. Ею.
Меня спасла выпивка, за что я и отплатил сполна позже, на собственном опыте узнав, что нет для алкоголика тяги сильней недопитой бутылки. Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.
Больше всего меня поразила обыденность происходящего. Скукожившись в позе эмбриона, я лежал и думал: неужели это происходит на самом деле, это слишком дико, чтобы быть правдой, и вот же они, обои в моей комнате, такие же выцветшие, как всегда, ничего не поменялось — так почему вдруг обрушился мир?
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. Встал, пересек комнату, дернул оконный шпингалет и подумал: хорошо, что сейчас лето, а не зима и окна не заклеены. Окно отошло со скрипом, этот противный звук впервые вселил в меня надежду — свобода возможна, я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань, но что он мог сделать — я уже вдохнул свободы, и если эта метафора кажется кому-то банальной, мне всё равно: чем я тогда не заботился, так это вторичностью метафор.
Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли».
После публикации колонки ему начали писать – бесконечный поток людей, чьи истории, как признавался сам сценарист, были гораздо страшнее. В том числе из этих историй он и собрал «Хрустальный», эдакий сериальный Франкенштейн, жуткое зрелище. Могло привести к разрозненности, но нет, наоборот, получилось очень целостное и очень личное высказывание, потому что когда ты пропускаешь чужую боль через себя, она становится твоей, и о ней уже гораздо проще рассказывать искренне. Рассказывать, потому что главное — это не молчать.
«У нас нет ничего, кроме голоса, но если мы будем кричать вместе, возможно, нас услышат другие и подхватят, и тогда все, кто отказывался слышать нас раньше и выбрал быть глухим, оглохнут от нашего хора.
И если, заговорив, мы спасем одного ребенка, если заставим одного мерзавца держать при себе руки — будет ли наш обывательский покой слишком дорогой ценой?», — вопрошает 47-летний сценарист, протянувший этим откровением руку тому 13-летнему мальчику, боль которого он пытался заглушить всю свою жизнь.
Успех сериала «Хрустальный»
Сериал «Хрустальный» можно найти на различных платформах, в том числе на Лордфильм. Он разлетелся по различным, в том числе нелегальным ресурсам, ввиду огромной популярности. Так, первый эпизод бесплатно разместили на Ютубе, и за первые шесть дней число просмотров перевалило за миллион.
В конце 2021 года портал Кино-Театр.Ру по традиции попросил назвать тройку лучших отечественных сериалов и обосновать сделанный выбор. В опросе принимали участие двадцать экспертов от известных российских изданий. В итоге победили сериалы, изначально вышедшие в онлайн-кинотеатрах в 2021 году, и «Хрустальный» занял вторую строчку.