Культура отмены, расизм, гомофобия и коронавирус: второй сезон «Утреннего шоу»
Первый сезон «Утреннего шоу» вышел как нельзя кстати и стал манифестом эпохи #Metoo и дела Вайнштейна. Вместо влиятельного продюсера был обаятельный известный ведущий Митч, который вел себя неподобающе на работе. В смысле использовал свой статус, чтобы спать с подчиненными. Долгое время это воспринималось как само собой разумеющееся, но потом женщины вдруг поняли, что имеют право на голос, имеют право рассказать, что с ним произошло. Обвинения посыпались на Митча как из рога изобилия, а вместе с ними проклятия, так что он лишился должности, статуса и уважения. И дальше у всех участников событий и зрителей тоже (а зритель — полноценный участник) возникает вопрос: чью сторону занимать, как реагировать? Правда ли он сделал что-то настолько плохое, чтобы рушить его карьеру или же девушки «самивиноваты»?
Авторы никого не обвиняют, а шаг за шагом, совершенно спокойно и терпеливо показывают, как имя и статус насильника парализуют жертву и не оставляют ей шансов не только на сопротивление, но иногда и на жизнь.
Нельзя сказать, что у первого сезона был счастливый финал, но он расставил множество точек над множеством букв и восстановил что-то вроде справедливости. Абьюзер наказан, все причастные раскаялись, и телекомпания отправляется в светлое будущее, где счастье будут раздавать всем даром. Казалось бы, зачем нам второй сезон, никто не хочет знать, что там происходит после свадьбы. Ну а придется узнать.
Во втором сезоне, разумеется, выясняется, что стрижка только начата, потому что ситуация с домогательствами не просто не разрешилась, она еще и вскрыла многие проблемы, которые давным-давно выжирали общество изнутри. В данном случае моделью (и весьма прогрессивной моделью) общества становятся утренние новости и телеканал, на котором они выходит. Привет, расизм, привет, гомофобия, привет, эйджизм — все фобии и «измы» выстроились в ряд около стенки. Расстрел или живем дальше — вот в чем вопрос. Ну и если живем, то как?
Первый сезон выстроил отличную базу — все герои настолько живые и настолько травмированные, что не знаешь, за кого переживать. Как будто после одной глобальной драмы все начали оттаивать, а в итоге оказалось, что у каждого героя — своя собственная война, ничуть не меньше и не больше, чем та, о которой мы говорили до этого.
Что если ты вдруг обнаруживаешь, что ты гомосексуален, но понимаешь, что семья это воспримет в штыки?
Что если ты молодая и талантливая женщина, которая делает карьеру, но только ленивый не тыкает тебя носом в твой возраст.
А если вдруг ты афроамериканец и уверен, что продвижение по работе, точнее его отсутствие, — это исключительно расовый вопрос.
И таких «если» всё больше и больше с каждой серией, они нарастают как снежный ком, они ведут нас к кульминации — в восьмом эпизоде давление становится уже невыносимым. Просто скажите уже кто-то: да или нет? (Тут очень сложно обойтись без спойлеров). Но самое страшное, что от ответа ничего не изменится.
Во втором сезоне Алекс возвращается на работу после долгого перерыва — телеканал решает, что они с Брэдли — идеальный тандем, который сможет оживить рейтинги, которые в последнее время не ахти какие высокие. Брэдли не особо рада такому развитию событий, потому что считает, что Алекс бросила ее одну в свое время. Алекс же явно не понимает, что должна делать в новых обстоятельствах, она не чувствует себя ни иконой феминизма, ни женщиной, способной на какие-то свершения. Все, что она чувствует, — это огромное чувство вины, потому что билет в новый мир ей выдали практически чудом, да и вообще, если бы она могла выбирать, то, скорее всего, осталась бы в старом с Митчем.
Линия Митча во втором сезоне развивается отдельно от шоу, но она, пожалуй, самая интересная. Потому что поднимает все возможные вопросы и сомнения, связанные с культурой отмены (cancel culture — когда человек подвергается общественному осуждению). Вот есть персонаж, который ужасен сам по себе, домогался сотрудниц и довел одну из них до самоубийства (или не довел, но это всё равно недоказуемо). Что он должен делать, чтобы заслужить прощения? Может ли он пить кофе где-то на другом континенте, или ему вообще не место среди нормальных людей, как считают некоторые? Даже если на карьере его поставлен крест, как вообще может развиваться его жизнь? Что он должен делать, если искренне раскаивается и просто не хочет больше нести этот груз?
Например, если ты совершил преступление — убил человека, ты проходишь через суд и оказываешься в тюрьме. А что делать, если в тюрьму тебя не посадили, но ты буквально физически чувствуешь, как тебя ненавидят. Если к тебе в кафе подходит незнакомая девушка и кричит тебе в лицо, что не хочет находиться с тобой в одном заведении? Имеет ли она на это право? До какой степени можно «отменить» человека?
«Утреннее шоу» опять задает очень вопросов и провоцирует множество рефлексий, в том числе о том, когда «вычеркивание» человека, совершившего проступок, переходит в травлю. Да, тут опять не будет однозначности, у Митча найдется «адвокат», который сможет понять его и в какой-то степени принять его сторону. Не сторону подонка, разумеется, а сторону раскаявшегося человека, уставшего от себя самого.
Ну так какой он, мир победившего разума? Мир справедливости? Да нет его, нет этого мира. Один закрытый кейс и один уволенный ведущий не решат махом всех проблем. С ними приходится разбираться постепенно, и нам очень понятно объясняют, что начинать надо (всегда) с себя. Раз за разом выставляя героев в неприглядном свете, «Утреннее шоу» настойчиво рекомендует всем разбираться самостоятельно с собственным дерьмом (о, это слово звучит здесь довольно часто!), не вываливать его на близких, друзей или на подчиненных. Не просить прощения и объяснить свои нелепые слова и поступки своим ужасным детством, нелюбящей матерью, безвыходным положением. Не пытаться оправдать собственную мерзость, а осознать ее и нести за нее ответственность. «Если лажает ребенок, то его можно оправдать, если лажает взрослый человек, то он должен идти в терапию» — говорит одна героиня другой. Предельно честно. И еще постоянно вспоминается король из захаровского «Обыкновенного чуда», который сам по себе был милахой, но вот тетушка — злобная отравительница, она во всем виновата.
Ну и где-то между всех этих рефлексий на мир обрушивается пандемия. Коронавирус, который сначала казался очередной китайской забавой, распространяется по миру, добирается до США и, конечно, до службы новостей. Чтобы напомнить: хороший ли ты человек, плохой ли, ходишь к терапевту, не ходишь, звезда ты или нет, итог один — ты человек и, как и все остальные люди, уязвим и, к сожалению, смертен.