Александр Карнюхин: «В фотографии огромное значение играет видение и индивидуальный стиль»
Как вы пришли в профессию?
В 2014 году я окончил двухгодичный курс Британской высшей школы дизайна по направлению «Фотография». Еще во время учебы я нашел первую серьезную работу: старшим фотографом для ритейл-проекта FOTT. Там я «набил руку»: научился делать съемки разного формата, быстро снимать в студии, освоил все необходимые технические навыки.
После выпуска я работал на фрилансе и снимал в основном для онлайн-изданий, таких как Афиша, Buro 24/7, Wonderzine. Я много экспериментировал, вырабатывая свой индивидуальный стиль. Благодаря этим съемкам меня замечали более крупные издания: Forbes, GQ, Esquire, РБК.
Помимо съемок для изданий я делал и рекламные проекты. Работая с Eight Agency, я снимал для международных и российских брендов: Puma, Reebok, Ray-Ban, Adidas, Сбер, МТС, Тинькофф и др.
Какие проекты вы считаете самыми важными в своей карьере?
Очень значимый для меня проект – первая обложка для Forbes с Самвелом Карапетяном. Когда мне предложили ее сделать, у меня была лишь пара съемок внутри журнала. Это была очень большая ответственность: за 20 минут сделать качественные снимки на обложку. Съемка прошла замечательно, я быстро справился с задачей, а Самвел Карапетян оказался прекрасным радушным человеком, с которым мы до сих пор иногда сотрудничаем. Этот проект дал мне важный буст в карьере, потому что месячная аудитория обложек журнала составляет больше миллиона человек.
На сегодняшний день я снял уже более десяти обложек Forbes. Больше всего мне нравятся две последние: с Андреем Фадеевым в 2020 году и с Niletto в 2021. Они не только очень красивые, но и четко отображают мой визуальный почерк, который я выработал еще в начале своей карьеры, в 2012-2014 годах. В то время я много экспериментировал: пробовал разные оптические приемы и в какой-то момент начал использовать фолиевые фильтры. Тогда они уже были популярны на Западе, но в России их использовали единицы.
Помимо эдиториалов вы также занимаетесь рекламными съемками. Какие из них запомнились вам больше всего?
Мне запомнилась одна из последних съемок для Сбера. Мы создавали фотоматериал для цикла про молодых предпринимателей, которые пользуются услугами компании. Задача заключалась в том, чтобы показать, как новые продукты Сбера могут помочь развитию малого бизнеса. Всю команду отправили в Питер на три дня. Героинями съемки были две девушки – владелицы салона красоты, которые пробовали инструменты Сбера, чтобы повысить эффективность своего бизнеса. Весь процесс занял около сорока минут. Сегодня при съемке рекламы фокус направлен на видео-формат, поэтому задача фотографа – отснять максимально качественные кадры в дополнение к видео контенту.
Еще было очень интересно поработать над проектом для Reebok, который мы делали в поддержку новой линейки обуви X1 Nano. Кампейн снимался в нескольких странах, но в одном стиле и технике. Были приглашены именитые спортсмены: хоккеист Артемий Панарин и скелетонистка Юлия Канакина. В рамках общей концепции нам нужно было отснять героев в движении на нейтральном сером фоне, а затем при монтаже интегрировать их в определенное пространство с помощью CGI графики. Сложность заключалась в том, что по гайдам у нас было предусмотрено разное время суток: утро, день и вечер. Решить этот вопрос мне помогли мои любимые фолиевые фильтры. С командой ассистентов мы сделали три различных сетапа под каждый временной промежуток: источники, затонированные фильтрами разных цветов, создавали на герое рефлексы нужного оттенка, что отлично вписывало кадры в нужную обстановку.
Как создается рекламная съемка?
Все начинается с рекламного агентства, к которому приходит бренд с конкретной задачей: например, рассказать о новом продукте. Дальше бриф прорабатывается, создаются скетчи. Наработки отправляются в продакшн, который набирает команду и рассчитывает сметы. Уже потом бриф получает агентство, предоставляющее фотографов, и предлагает клиенту наиболее подходящих под задачу профессионалов.
Если ты хочешь попасть в шорт-лист конкретной съемки, состоящий обычно из 5-6 человек, тебе нужно написать тритмент – ответ на бриф, описывающий, как ты будешь творчески реализовывать предложенную идею. Если твоя задумка близка клиенту – он выбирает тебя.
Что, на ваш взгляд, нужно уметь фотографу для успеха?
В фотографии, как и в любом другом творчестве, огромное значение играет видение и индивидуальный стиль. Именно на идеи и их креативное воплощение клиенты обращают внимание при выборе профессионалов под проект. Но одного видения недостаточно: современные реалии требуют от фотографов невероятного уровня подготовки и пристального внимания к мелочам. Так, однажды я участвовал в съемке на строящейся станции метро для генерального директора крупного подрядчика Московского метрополитена. Условия были экстремальными: стояла летняя городская жара, столбик термометра поднялся до +32 градусов, и чтобы попасть на локацию, нам с командой техников нужно было транспортировать огромное количество съемочного оборудования прямо через строительную площадку во время работ. Сетапы мы устанавливали на железнодорожных путях, на недостроенной пассажирской платформе и в помещениях для персонала, где было много строительной пыли и песка. Обстановка совершенно неординарная, но такие моменты закаляют тебя как настоящего профессионала.