Сколько можно прожить, постоянно пересаживая органы?
Что, если человек будет постоянно продлевать жизнь, меняя «детали», будто он машина? Замена больных и изношенных органов — давняя мечта медицины. Существуют официальные донорские программы с большим сроком ожидания, а есть и черный рынок. Там плечо или желудок будут стоить примерно 500 долларов, желчный пузырь — 1200, а глазные яблоки — 1500. Разумеется, самые дорогие — те органы, без которых наш организм вообще не будет функционировать. Сердце и печень оцениваются по-разному, от 120 тысяч долларов, почка — от 250 тысяч. Разумеется, такой апгрейд тела через нелегальные каналы — вовсе не путь к здоровью и долголетию. Кто знает, что может случиться?
Однако, если представить, что все органы действительно можно было бы заменить, какой оказалась бы максимальная длительность жизни? Автор блога Ridddle задается этим вопросом. Скажем, Дэвид Рокфеллер перенес 7 пересадок сердца и 2 пересадки почек за 20 лет. Он дожил до 101 года.
Пересаженные почки и печень в среднем функционируют по 20 лет. Сможет ли тело выдерживать испытания множественными пересадками, если поставить себе целью ну, скажем, не вечную, а просто максимально длинную жизнь? И могут ли трансплантаты нас убить?
В теории — да. Все новое наш организм воспринимает как чужеродное, и поэтому есть специальные препараты, подавляющие иммунную систему. Тяжело, правда, приходится и почкам, принимающим основной удар, и всему организму, находящемуся в уязвленном положении и открытому всем болезням. Выход, к счастью, тоже найден. Это стволовые клетки. Они образуют химерную иммунную систему, запуская в организме иммунитет донора, чтобы он не отвергал чужеродные органы.
Случай Рокфеллера показывает, что не всегда все органы отрабатывают положенный им срок и служат на все 100%. С 2010 года благодаря все тем же стволовым клеткам и биопечати налаживается процесс бездонорной пересадки — ведь количество человеческих органов ограничено, а эксперименты со свиными не вполне убедительны. Так или иначе, даже если процесс истирания жизненно важных органов затормозить при помощи пересадки, жить вечно помешают другие обстоятельства — от заложенной в ДНК длительности жизни до окисления клеток от поступающего воздуха. Кажется, 101 год, прожитый Рокфеллером, пока видится максимумом, которого можно достичь, прибегая к пересадке.