Культурный план: что смотреть в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
Балет «Снегурочка», музыка П.И. Чайковского
4 января 2022 19.00 и 5 января в 12.00 января
«Снегурочку» часто называют «четвертым балетом Чайковского»: его партитура собрана из различных произведений великого композитора, в числе которых Первая симфония («Зимние грёзы»), Серенада для струнных, Соната для фортепиано, несколько романсов, а также музыка к одноименной пьесе А.Н. Островского. Точный подбор материала и мастерская оркестровка придают произведению цельность и законченность.
Необычна история создания балета. В 1960 году Владимир Бурмейстер первым из советских балетмейстеров был приглашен на постановку в Парижскую оперу. Во время работы над «Лебединым озером» он получил предложение от британской труппы Festival Ballet поставить еще один балет на музыку Чайковского. Результатом стало рождение «Снегурочки».
Лондонская премьера состоялась летом 1961 года, а в 1963 году Владимир Бурмейстер перенес «Снегурочку» в свой родной театр. Вот уже более полувека балет с неизменным успехом идет на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Это один из лучших спектаклей для семейного просмотра, который будет интересен и взрослым, и детям.
Ближайшие показы балета «Снегурочка» в МАМТ – 4 / 5 января 2022 г.. В заглавной партии – Анастасия Лименько / Жанна Губанова.
Опера «Сказка о царе Салтане», музыка Н.А. Римского-Корсакова
6 января 14.00 и 7 января 14.00
6, 7 января пройдут дневные показы (14.00) легендарной постановки Музыкального театра – оперы «Сказка о царе Салтане». Художественный руководитель театра Александр Титель задумал зрелищный, полный фантазии спектакль. И вот уже новое поколение зрителей ведет на встречу с волшебной оперой уже своих детей, как когда-то их вели сюда родители! В 2022 году этой постановке исполняется 25 лет.
В главных партиях – только звезды МАМТ – Лилия Гайсина (Царевна-Лебедь), Владимир Дмитрук (Гвидон), Ирина Ващенко (Милитриса), Чингис Аюшеев (Старый дед), Наталья Зимина (Бабариха), Евгения Афанасьева (Повариха), Екатерина Лукаш (Ткачиха)и другие.
«Зимний вечер в Шамони», музыка И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса (сына) и др.
8 января 19.00 и 9 января 19.00
Зимние развлечения в Шамони-Монблан, что во французской Верхней Савойе, начались еще в XIX веке, а уже в начале ХХ (точнее, в 1924 году) – здесь прошли первые в истории Зимние Олимпийские игры. И вот, в разгар горнолыжного сезона в Шамони, солисты оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, британский маэстро Уильям Лейси, режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев решили погрузиться в мир маленьких альпийских домиков и уютных отелей, новогодних елок, разговоров за бокалом глинтвейна и, конечно, романов. Произойдет это при содействии Имре Кальмана, Франца Легара, Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса (сына), Шарля Лекока и других замечательных композиторов. Зрителей ждет невероятный музыкальный сюрприз: прозвучат полтора десятка редко исполняемых арий и ансамблей авторства самых известных сочинителей оперетт!
«Риголетто», музыка Дж. Верди
20 января 19.00 и 21 января 19.00
Впервые к опере обратился основоположник жанра саунд-драмы и человек-оркестр Владимир Панков. В качестве своего первого опыта на сцене Музыкального театра режиссеру, декларирующему «звук как действующее лицо», художественный руководитель оперной труппы МАМТ Александр Титель предложил одно из самых популярных произведений в репертуаре музыкального театра, оперу «Риголетто» Джузеппе Верди.
Мировая премьера «Риголетто» состоялась в 1851 году в театре «Ла Фениче» (Венеция). За основу либретто, написанного Франческо Мария Пьяве, взята драма В. Гюго «Король забавляется». Из-за цензуры авторам пришлось внести в сюжет изменения: король Франции Франциcк I превратился в герцога Мантуанского и соответственно были переименованы остальные персонажи. Создавая новый для оперы образ Риголетто, страдающего горбуна, Верди утверждал принцип реализма в театре:
«Поющий горбун? Почему же нет? Я нахожу заманчивым изобразить действующее лицо внешне уродливым и нелепым и внутренне страстным и полным любви».
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко опера «Риголетто» ставилась лишь однажды. Предыдущая премьера датирована 1939 годом и была поставлена еще К.С. Станиславским, причем, сам Константин Сергеевич не успел закончить постановку. Опера вышла в свет только после его смерти, работу над ней продолжил Вс. Мейерхольд и П. Румянцев В роли Герцога тогда блистал знаменитый тенор Анатолий Орфёнов. Художником постановки стал Михаил Бобышов.
12-14 ноября 2021 года на сцене Музтеатра, наконец, состоялась долгожданная премьера. Вместе с Владимиром Панковым над оперой «Риголетто» работали главный дирижер театра Феликс Коробов, художник Максим Обрезков, хореограф Екатерина Кислова, видеохудожник Кирилл Плешкевич. Приглашенный грузинский баритон Николоз Лагвилава выступит в заглавной партии 20 января, на следующий день 21 января – заслуженный артист России Андрей Батуркин.