Суп, Монро, коробки: что и зачем рисовал Энди Уорхол
На YouTube-канале «Artifex Ru» появилось образовательное видео о художнике, который имел самое сильное влияние на ХХ век, в особенности когда речь заходит о поп-культуре. Речь, конечно же, идет об Энди Уорхоле.
То, что происходило в 1960-х, во многом противоречит нашему интуитивному пониманию искусства. Возводить в ранг вечного комиксы и рекламные объявления — неслыханная дерзость, однако именно так зародился поп-арт — стиль, который мы безошибочно считываем в кратчайшие сроки. Авторы канала предлагают разобраться в этом феномене на примере трех работ Уорхола.
Начать предлагается с тридцати двух банок супа Campbell — изображения банок супа с разными вкусами были размещены на 32 полотнах. Это ответ абстрактному экспрессионизму (вспоминайте Джексона Поллока) и его отсутствию конкретики. Энди предложил вернуться в реальность, заполненную брендами и рекламой. Эти произведения должны быть более понятны, потому что отображают нашу повседневную жизнь.
Еще одна актуальная для Энди тема — слава и звезды. Они символизируют вечную красоту и счастье, а их лица становятся такими же брендами, как, скажем, Coca-Cola. Им, в конце концов, поклоняются! «Диптих Мэрилин» — своеобразный иконостас. Правая его часть черно-белая, а левая — цветная. А вот что скрывается за маской счастья, никому не известно. Произведение было презентовано художником через несколько месяцев после смерти Монро.
Что вы представляете, когда слышите слово «скульптура»? «Мыслителя» Родена или «Давида» Микеланджело? А как насчет картонных коробок? Если задача искусства — имитировать реальность, то вполне логично сделать скульптуру, посвященную чему-то более повседневному. Массовое производство — один из главных феноменов ХХ века, и Уорхол решил сделать соответствующую скульптуру. Нет, он не купил картонные коробки «Брилло», а изготовил их копии из дерева и лично расписал каждую. Зрителю Энди предложил подумать о том, что вообще такое искусство, если визуально его коробки ничем не отличались от картонных «Брилло», хоть и были изготовлены художником.
Что сделало их искусством? Во время подготовки проекта произошел каверзный случай: на границе таможенники остановили грузовики с коробками и отказывались их пропускать без уплаты пошлины. За скульптуру она не вносится, а вот за коробки — да. Когда у Энди спросили, почему канадскому правительству его скульптура не показалась искусством, он спокойно ответил, что он согласен. Мол, это не оригинальная скульптура, а копия обычного предмета. «Но почему бы не создать что-то новое?» — поинтересовались журналисты. «Потому что это проще», — ответил Энди.
Так или иначе, произведения Уорхола стоит рассматривать с точки зрения ценности идей, стоящих за ними, а не техники или уникальности сюжета. Революционер мира искусства, он показал, что все не обязательно должно быть сложно. Искусство не принадлежит элите, будь то критики или гении, искусство — для всех.