Alex Sorsa: «Как-то в тату-студию заглянула Бьянка и выиграла джекпот»
Александр Кураев, больше известный как Alex Sorsa, о профессии тату-мастера и о том, как пришел к шедеврам, которые сейчас красуются на телах людей.
Что самое главное в работе тату-мастера? Какими качествами он должен обладать?
Как ни странно — умением рисовать. Усидчивость и внимательность, пожалуй, одни из самых важных качеств также. Ну и социальные навыки, конечно. Все-таки работа с людьми. А для людей, у которых есть творческие амбиции, то думать об идеях, стараться быть уникальным и экспериментировать.
Как вы пришли к тому, что хотите заниматься татуировкой?
В 6 лет меня отдали учиться в студию дизайна, кажется хотели сделать из меня выдающегося человека (смеется). И начиная с 3 класса я уже начал получать свои первые награды. В четвертом классе выиграл областной конкурс и мер города вручал мне денежный приз, который я весь спустил на киндер сюрпризы. Затем учился в художественном училище на отделении станковой живописи. Во время обучения выигрывал огромное количество конкурсов. Преподаватели, заметив перспективу, готовили меня к Питерской Академии Художеств, но желая заниматься аэрографией я поступил в менее энергозатратный ВУЗ, чтоб не терять 6 лет из жизни и иметь возможность параллельно с учебой заниматься аэрографией. Об этом глупом поступке жалею до сих пор. Да и от аэрографии я отказался очень быстро, осознав насколько это токсично.
То есть по профессии я станковый живописец. Успел поработать практически во всех направлениях, связанных с изобразительным творчеством. И когда нужно уже было принимать решение, с каким родом деятельности я свяжу свою жизнь, выбор стоял между мультипликацией и иллюстрацией. Но корысть неожиданно привела меня к татуировке (смеется).
Как к вашему неожиданному выбору отнеслись родители/друзья?
Друзья у меня почти все в околохудожественной среде, поэтому отнеслись вполне себе корректно. Мама проревела весь день, теща никому не рассказывала, от бабушки и дедушки жены прятали мои татуировки под слоями одежды. А моя бабушка постоянно спрашивала не хочу ли я поменять профессию на более уважаемую. Но со временем все смирились и гордятся тем, чего я добился в этой «сомнительной» профессии.
Какими были первые татуировки?
Когда определился, что буду заниматься татуировкой, я нашёл татуировщика, который согласился меня поднатаскать. Тренироваться я стал сразу на людях. Да, как бы ни страшно это звучало, но многие люди готовы бить на себе рисунки почти даром. Спустя каких-то 4 работы, выполненных в течение месяца, я понял, что мне нужен поток и попытался устроиться на работу в тату студию. И мне удалось. До сих пор помню безумное чувство паники, когда слышал шаги поднимающейся по лестнице клиентки. Это была уже совершенно другая ответственность.
Как-то к нам в студию заглянула Бьянка. Была моя очередь и она выиграла Джекпот. Теперь у неё на кисти красуется та ещё хрень (в плане исполнения). Ведь в салоне ей сказали, что у меня лет 5 стажа, хотя в студии я проработал на тот момент от силы месяц. Зато во время сеанса я послушал живой концерт, поёт она, конечно, отменно. Благодаря этому случаю я понимаю почему зачастую селебрити закрашены сомнительными татуировками. У них просто нет времени на поиски татуировщика, а наша студия стояла в поисковике Яндекса, как одна из топовых студий Москвы.
Сейчас вы делаете шедевры на телах. Как называется стиль? Как родилась идея рисовать что-то подобное?
Ещё в 13 лет, смотря мультик Сейлор Мун, я попытался нарисовать этого персонажа и уже тогда окончательно убедился, что хочу учиться на художника для того, чтобы рисовать женские образы. И я никогда не отпускал эту основную идею. Задолго до того, как я начал заниматься татуировкой, я уже искал свою стилизацию. И в татуировку я пришёл подготовленный.
Такие отличительные элементы, как мой мейк («риски» под глазами) и определенные пропорции женских лиц появились задолго до того, как я начал заниматься татуировкой. Если провести параллель с миром большого искусства, то мои любимые направления, оказавшие на меня огромное влияние это: символизм и модерн.
Моя отличительная черта: я работаю с вымышленными образами, а не реальными людьми. Нереальность этих образов подчёркивается белыми зрачками (отсутсвие души), мифологическими образами (сирины, алконосты, валькирии), листья, как связующие элементы работы, это лишь сложенная бумага. Сейчас появились ещё и чёрные глаза, без бликов, как чёрные дыры, поглощающие все вокруг. Смотрится очень мрачно. А так же в 2018 году, я случайно наткнулся на искусственную кожу, которую использовали для обучения татуировке. И я решил, что это отличный материл для выхода в Арт-пространство. Никто серьезно не воспринимал этот материал, а он помогает раскрыть всю искусственность, созданных мной образов. Исходя из всего этого я бы назвал то, что я делаю Модерном, но искусственным, синтетическим. Синтетический Модерн. Мне кажется, звучит интересно.
Бывает ли так, что клиент хочет что-то набить, но ему это не подходит? Как справляетесь с такими клиентами и возражениями?
У меня не бывает таких проблем, потому что мой профиль работы слишком узкий. Люди, которые приходят ко мне, прекрасно осознают, как будет выглядеть их будущая татуировка. Чаще всего они видят эскиз только в день сеанса. Ко мне никто не приходит с идеями, которые могут не подойти.
Расскажите какую-то забавную историю из практики. Или может большой провал был?)
В один из дней самого начала моей карьеры за халявной татуировкой пришла девушка со следующей идеей: на подъеме стопы ей очень хотелось изобразить корону и надпись Queen. Мне была поставлена задача собрать рабочее место, а мой учитель подготовил эскиз. Находясь в оцепенении от ужаса перед тем, как я испорчу человеку часть тела, разумеется, я даже не обратил внимания на содержание эскиза и смотрел только на линии, которые мне предстоит нанести. Каков же был мой шок, когда доделав и без того корявую работу я обнаружил, что Queen написано с ошибкой Quin. И когда я это заметил, мне пришлось выдумывать чушь о сленговом написании в каких-нибудь штатах Америки. Было стыдно, но вроде выкрутился. Да простит меня та девушка.
О, и еще из рук вон. Когда я работал в одной из потоковых студий на Арбате, к нам в студию заглянул мужчина с молодым, испуганного вида парнем. Знакомство началось с фразы: этому юноше нужно сделать 2 рукава. За 3 дня. Вы можете это сделать? Как выяснилось, мужчина был неким музыкальным продюсером, а испуганный паренёк «будущей звездой хип-хопа». А у звезды хип-хопа не может не быть рукавов, это необходимый атрибут. Его не смутило, что с таким объемом и за такое время нельзя сделать ничего даже приблизительно сносного. На вопрос, что они бы хотели сделать был получен конкретный ответ: все равно, главное забейте обе руки за 3 дня. Уж не знаю, стал ли несчастный звездой хип-хопа, но обзавёлся чудовищными рукавами. Я был в этой истории сторонним наблюдателем, но запомнилась она надолго.
Какое место сейчас, по вашему мнению, татуировки занимают в жизни людей? Как общественность относится к этому?
Сейчас татуировка на подъёме. Татуировщики все чаще появляются в сотрудничестве с большим брендами. Все меньше людей без татуировок, огромное количество медийных личностей закрашено. И все меньше людей, которые ассоциируют татуировку с криминалом. Это уже мейнстрим.
Все врачи в один голос твердят, что большие татуировки негативно сказываются на здоровьи, что скажете на это?
Врачи — мои частые клиенты, вот что скажу. Но врачи бывают разные. Вот моему другу, например, бабуля-врач в карту записала, что заболел пневмонией из-за татуировки на груди. Могу сказать следующее: глупости это все. Поэтому не все врачи, а только врачи с предубеждениями, чаще всего в возрасте, привержены такому мнению.
Какой бы вы совет дали начинающим мастерам?
Работать. Постоянно работать. И анализировать. Это профессия в первую очередь ремесленническая, поэтому требует практики и анализа.