Михаил Тройник: «Куда бы ты ни шёл, важно понимать себя»
Михаил, какое кино Вас вдохновляет?
Меня может вдохновлять разное кино. Если говорить про какое-то вдохновение «на века», на долгую перспективу, то это авторское кино, такое как работы Карлоса Рейгадаса, Брюно Дюмона, Педру Кошта, братьев Дарденн. Если говорить о классическом кино, я в восторге от французской «Новой волны». Зрительское кино я смотрю меньше, но то, чем больше всего был впечатлён в прошлом году — это «Дюна» Дени Вильнёв.
Какие цели в профессии Вы перед собой ставите?
Если говорить конкретно о каких-то целях, то, конечно, хочется высказаться в кино в нескольких направлениях, сыграть разные роли, знаковые, которые отличались бы особой проработкой, погружением, специальной подготовкой. И, безусловно, хочется продолжить карьеру в театре. В театре, который был бы созвучен этому времени. Если говорить про цели в каком-то метафорическом смысле, то, конечно, это как можно больше быть в диалоге со зрителем и как можно сильнее чувствовать время.
Что Вы делаете, чтобы этих целей достигнуть?
Глобально существует два направления: внешнее и внутреннее. С одной стороны, я внимательно изучаю работы коллег, смотрю по сторонам: кто, где, что, как делает. Стараюсь следить за максимально разными направлениями в театре, в современном искусстве, в музыке, в новостях. С другой стороны, учусь концентрироваться на главном, «отсекать» лишнее, сосредотачиваться на важных внутренних тонкостях. Сейчас также активно хожу на пробы в новые проекты.
Сомневаетесь в себе когда-нибудь?
Я часто в себе сомневаюсь. Если говорить про роли, то никогда не понимаешь, как всё в итоге получится. Но в этом тоже есть плюс, — учишься прыгать в неизвестность, доверять процессам, которые ты не можешь контролировать. Мне кажется, это единственно верный путь. В актёрской профессии без этого никуда.
Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный мужчина?
Ответственным и отважным. Наверное, это самые главные качества — вне зависимости от времени.
Что нам ждать от Вас в 2022 году? Какие проекты впереди? Какие планы?
Сейчас снимаюсь в крупном проекте для Netflix — в сериале «ЗАТО» режиссёров Дарьи Жук и Станислава Либина. Также скоро должен выйти сериал «Мокьюментари» режиссёра Олега Витвицки. Снялся в коротком метре «Леона end Марк». Кроме того, участвовал в театральном проекте «Санта Барбара», который сейчас идёт в недавно открывшемся пространстве ГЭС-2.
Есть ли у Вас актерская мечта, связанная со съемками в необычной локации или особых обстоятельствах?
Да, мне хочется сыграть что-то древнегреческое, эпическое: в латах, с мечом, с луком и стрелами. Чтобы горел костёр, вокруг были каменные башни. В фильме про Одиссея или Агамемнона. Ещё чтобы это было поэтично сделано, чтобы во всём этом поэзия была. Эпос и поэзия! Ещё одна моя мечта — это роль Руслана в «Руслане и Людмиле», если бы это сняли реалистично, по-настоящему, вот так, как в тексте описано: с Черномором, богатырями, путешествиями, похищениями, снами.
Готовы ли к иностранным проектам? С кем из зарубежных режиссёров или актёров хотели бы поработать?
Не так много иностранных проектов было в моей жизни, поэтому трудно судить, готов ли я. Был опыт съемок во французском сериале «Бюро легенд», и я очень вдохновился этой историей. В процессе работы в подобных проектах ты сталкиваешься с другой ментальностью, открываешь в себе новые грани. Мне также довелось проходить мастер-классы профессора Калифорнийского университета Светланы Ефремовой, — это было супер-продуктивно, интересно и полезно. Ну и, конечно же, захотелось в Голливуд.
Скажите, кто может повлиять на выбор проекта, в котором Вы будете участвовать? Вы с кем-нибудь советуетесь, читая сценарий или принимаете решение сами?
Чаще всего сам принимаю решения, но, если есть что-то, что не могу понять, могу обратиться к одному из близких творческих людей — это педагоги, режиссёры, с которыми я работаю, и коллеги по цеху, которые мне помогают в принятии решений. Как правило, всё это происходит с агентом. Отчасти, это одна из его профессиональных задач — выстраивать стратегию путей развития артиста.
Бывает ли такое, что Ваш персонаж становится частью Вашей личности в реальной жизни? Или Вам удаётся абстрагироваться?
Чем больше ты в этой профессии, тем больше учишься абстрагироваться. Как говорил мой мастер, Константин Аркадьевич Райкин, нужно уметь «после выхода со сцены снимать с себя персонаж как перчатку». И с опытом это приходит, но все равно, полностью абстрагироваться невозможно. Так или иначе персонаж занимает место в жизни, потому что ты концентрируешься на чертах этого образа, фокусируешься на них, ищешь их в себе, когда готовишься к роли. Это проблема, с одной стороны, а с другой — возможность расширить свои границы. С опытом ты быстрее учишься абстрагироваться от персонажа, снимать эту «перчатку».
Что в Вашей профессии для Вас важнее всего?
Самое важное в профессии — это связь со зрителем и познание. Познание себя, жизни, людей. А ещё это какое-то хулиганство, детскость, возможность забыться.
Обращаете внимание на критику? В интернете, например?
Да, конечно, я всегда обращаю внимание на критику. По крайней мере, на ту, которая попадается на глаза, в интернете, в частности. Иногда совершено не ожидаешь прочитать о тех смыслах, которые ты закладывал. Я получаю большую радость, когда совпадает то, что ты имел в виду, с тем, как это восприняли зрители. И, конечно, если этого не случается, то это становится для меня зоной роста.
Почему, по Вашему, артисты все чаще пробуются в режиссуре? Хотите ли сами попробовать себя в этой роли?
Мне кажется, потому что в течение карьеры ты постепенно накапливаешь опыт в актёрском ремесле, и наступает момент, когда знания, полученные от разных режиссёров, от разного материала, хочется выразить. Да, у меня были такие попытки, в «Гоголь-центре» мы делали определённые отрывки, этюды, когда готовились к спектаклям, был момент сотворчества. У меня есть амбиции снять кино, я думаю об этом.
Какой совет можете дать молодым людям, которые собираются поступать в театральный?
Всё это очень индивидуально. Куда бы ты ни шёл, важно беречь своё «внутреннее я», понимать себя, слышать, чувствовать и осознавать, что театральный ВУЗ — это всего лишь способ раскрыть собственную природу. Это самое важное, на мой взгляд. Важно не ошибиться дверью, — выбрать своё место. Перед поступлением можно побывать в театральных ВУЗах, попытаться прочувствовать их внутреннюю атмосферу. Это натолкнёт на определённые мысли, поможет прислушаться к себе, понять, чего ты хочешь на самом деле и куда именно стоит идти.
Считаете ли Вы, что, если скучно, надо уходить с выставки, со спектакля, выключать фильм? Или всему даёте шанс?
Когда-то давно я считал, что надо, конечно, всё смотреть до конца. Но в последнее время я могу уйти со спектакля, могу выключить фильм и могу не досмотреть. Но всё равно, пытаюсь дотерпеть до того момента, когда внутренне уже всё становится понятно про этот фильм. Если есть ощущение, что ты что-то не до конца понял, — лучше досмотреть, ведь часто бывает, что всё неожиданно меняется к финалу или вдруг оказывается, что то, что казалось скучным, на самом деле является частью задумки. Если я действительно почувствовал, что всё чётко понял, могу уйти и не насиловать себя.