История успеха: как создать бренд одежды, запустить курс и быть в балансе?
Татьяна Матюшина — основатель By Matu и успешная бизнес-леди. Несколько лет назад приехала из Уфы покорять Москву, создав с нуля собственную марку. Таня рассказала нам личную историю успеха и о том, что в любом бизнесе важно оставаться в life-work-balance.
Расскажите немного о себе. Из какого вы города? Многие считают, что бизнесвумен выходят только из обеспеченных семей. Насколько опора важна в построении своего дела?
Я из небольшого города Салават, где выросла и жила до 20 лет. Нельзя сказать, что моя семья была обеспеченной, родители — простые рабочие. Мама швея, папа слесарь.
Безусловно, поддержка и возможности, которые на старте может дать семья, во многом помогают, но я считаю, что если нет обеспеченных родителей или стартового капитала - это не причина бездействия, а его оправдание. Да, было бы здорово иметь материальную поддержку на старте, но если нет, то работаем с тем, что имеем, и никого в этом не виним — ни семью, ни окружающих.
Есть плюсы в обеих ситуациях. Когда тебе не на кого положиться, ты принимаешь решения более взвешенно, понимая, что можешь рассчитывать только на себя. Это добавляет осознанности каждому шагу и тому, как он повлияет на дальнейшее развитие бизнеса.
Где вы учились? Важно ли девушке-предпринимателю иметь образование? Какое?
Я училась в Салавате, закончила 9 классов и Салаватский индустриальный техникум по специальности теплотехник. У меня нет высшего образования и никакого профильного образования, связанного с модой.
Сложный вопрос, нужно ли иметь профильное образование. Глядя на то, что происходит в 2020 году, я не могу ответить, насколько важно привычное, стандартное образование — 11 классов школы и университет.
Для меня образование — это про культуру, про воспитание, про дисциплину. В этом плане на меня повлиял спорт: я девять лет занималась баскетболом, и многие качества характера выработались именно благодаря этому.
Какими качествами должна обладать девушка-предприниматель?
На самом деле нет определенного списка качеств, которые должны быть у девушки-предпринимателя. Я не делила бы предпринимателей на девушек и мужчин. Предпринимательство — это стиль жизни, то, что у тебя либо есть, либо нет. Все предприниматели разные: кто-то двигается медленно, но верно, кто-то мыслит масштабно. Всё зависит от личности самого человека.
Вы переехали в Москву, имея совсем немного денег в кармане и организовали бизнес. Что помогло вам поверить в себя и построить успешную бизнес-модель?
Наверное, это отчасти было мое желание чего-то добиться, что-то создать, изменить ту парадигму, в которой я выросла и в которой живут мои родители. Мне хотелось жить по-другому, это мотивировало идти вперед.
Не могу сказать, что мысли о создании бизнеса появились быстро, но мне всегда было важно искать, что мне нравится и интересно, а деньги на первом месте никогда не стояли. Хотелось реализовываться, а в вопросе денег, я уверена, что если человек находится на своем месте, то деньги придут.
Почему вы решили заняться именно брендом одежды? В какой сфере вы хотели бы попробовать себя? В чем видите перспективу?
Счастливая случайность. Когда я задумываюсь, почему именно одежда, понимаю, что если не она, то было бы что-то другое. Любое дело, которое бы мне нравилось и искренне интересовало.
Помимо Matu у меня также есть своя школа, поэтому у меня два направления бизнеса. Хотелось бы ее развивать и вырасти из курса в знаковую школу fashion-индустрии, которая на слуху и в которой многие хотят учиться.
Как изменился рынок fashion-брендов за последние года с учетом осознанного потребления?
Это хорошо видно на примере «черной пятницы». Обычно бренды делали масштабные скидки, а люди сломя голову бежали за выгодными предложениями. Теперь же многие бренды отказываются от скидок либо дают совсем небольшие — как мы. Мы не гонимся за большими продажами в этот день, так как не хотим, чтобы люди покупали то, что не будут носить.
Конечно, еще не все бренды и потребители до этого дошли, но я верю, что осознанное потребление будет развиваться и масштабироваться.
С точки зрения материалов, например, появилось много разных экологичных тканей, recycle-коллекции. А ведь еще совсем недавно шла дискуссия о том, насколько безопасны для здоровья купальники из переработанного пластика!
Изменятся ли ваш коллекции в следующем году? На что делаете акцент?
Да. В этом году в нашей команде появился дизайнер, мы начали готовить коллекции заранее и детальнее, посвящать их определенной тематике. Поскольку команда растет, я хотела бы, чтобы следующая коллекция осень-зима – 21/22 состояла из бОльшего числа изделий. Для нас это будет действительно впервой.
Расскажите о своем обучающем курсе по запуску бренда.
В какой-то момент я поняла, что ко мне часто обращаются за советами, как запустить свой бренд, как его развивать, с чего начать. Вопросы примерно одинаковые, и я поняла, что нет смысла отвечать каждому отдельно. Даже больше — хочется собрать сообщество людей, которые не считают конкуренцию злом, а открыты к диалогу и обмену опытом.
Вместе мы можем развивать легкую промышленность в России, так как заказываем материалы у поставщиков ткани.
Я учусь у своих учеников: на курс приходят люди с большим опытом в других сферах, например в ритейле. Цель на следующий год — масштабировать курс в коммьюнити для обмена опытом, куда может вступить любой желающий.
Как изменилась ваша бизнес-модель за 4 года? Какими достижениями вы гордитесь?
Мое главное достижение — это моя команда. Без нее не было бы результатов, которые можно измерить цифрами и продажами.
Вы увлекаетесь инвестициями. С чего лучше начать, чтобы правильно управлять средствами?
Я, скорее, не увлекаюсь инвестициями, а инвестирую. Начать лучше с базового финансового образования и понимания того, как устроена финансовая система в нашей стране: для чего нужно инвестировать, а не покупать квартиру или другие вещи. Рекомендую пройти обучение по личным финансам.
Как практики и медитации влияют на ведение бизнеса? Есть ли прямая связь?
Я не так давно начала заниматься медитациями, поэтому не могу пока сказать, как они влияют на ведение бизнеса. На него, скорее, влияет личностный рост владельца. То, как он растет и развивается, какие у него приоритеты в жизни.
Можно, например, взять людей со схожим опытом в финансах и продажах, но стиль ведения бизнеса будет разным, ведь глава бизнеса имеет какие-то свои страхи и установки. Например, страх делегировать, когда руководителями сложно брать людей в команду, доверять им какие-то процессы и допускать, что они могут ошибиться — что, кстати, абсолютно нормально.
Какой совет вы дали бы тем, кто хочет начать бизнес? Какая ниша наиболее перспективна?
Я понимаю, что есть емкость рынка, более или менее конкурентные ниши, где-то больше или, наоборот, меньше потребителей. По своему опыту могу сказать, что лучше опираться на свои интересы — чем бы вы занимались, если вам не нужно было бы зарабатывать деньги? Именно в этом вы добьетесь максимального результата, а не в той нише, что сейчас в тренде.
Например, не так давно в тренде был smm, все хотели быть smm-щиками. Однако у кого-то это получалось, у кого-то — нет. Можно не знать технических и операционных деталей, но «брать» энергией, живым интересом.