Мебель дома Романовых, шедевры Брюллова, выставка «Русские сезоны»: что покажут на антикварной выставке
«Русский стиль» станет главной темой Салона, соединяющий в единое целое все разделы выставки: классическое, ювелирное искусство и дизайн интерьера. Сочетая в себе лучшие практики из разных культурных традиций — древнерусской, царской, авангардной, советской и современной, — представленные на выставке коллекции подчеркнут вектор развития искусства от прошлого к будущему и станут отражением современной российской эстетики.
Классики живописи и традиции русского интерьера
На стендах Гостиного двора можно будет увидеть живописные произведения русских классиков XIX – начала XX века, в том числе Ивана Шишкина, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова и Василия Поленова. Большинство предоставленных работ десятилетиями не экспонировались на публике.
Главная тема Салона – «Русский стиль» – охватит самые разные исторические периоды. Так, эпоха правления Романовых, помимо прочего, будет представлена предметами интерьера членов царской фамилии. Одни из них – парные вазы Императорского фарфорового завода из коллекции императрицы Марии Александровны. Другой артефакт эпохи – стол-консоль-жардиньерка, созданный в 1849 году по заказу императрицы Александры Федоровны мастерской братьев Гамбс (представляет Suslov Fine Art). Впервые вы увидите подлинный шедевр периода ар-нуво - тончайшей работы брошь главного представителя испанского модерна, ювелира, художника и сценографа Луиса Масриера и Росес(представляет галерея «Метрополитан»), а также картины художников «Русских сезонов» Сергея Дягилева Льва Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова (представляет Inna Khegay Gallery) и шедевры Карла Брюллова и многое другое.
Специальный проект Lifestyle «Искусство интерьера», имиджевым разделом которого станет экспозиция «Русский Интерьер», познакомит гостей с произведениями дизайнерского и декораторского искусства, авторскими коллекциями, предметами роскоши из домашнего обихода и не только. В общей сложности в проекте примут участие больше 40 компаний: ведущие российские дизайнеры, а также эксклюзивные мебельные, интерьерные и текстильные бренды.
Экспозиция «Русский интерьер» рассмотрит традиции русского интерьера как отдельное явление с ярко выраженным самобытным характером. Ее куратором выступит дизайн-эксперт Евгения Микулина.
Символическим мостом от ювелирных традиций прошлого к сегодняшнему дню станет «Ювелирная улица» с работами более чем 30 российских брендов. Один из них – ювелирный бренд CHAMOVSKIKH, чьи эксклюзивные украшения находятся в собственности Анны Нетребко, Стивена Сигала, Ильи Резника, Филиппа Киркорова, Леонида Агутина и членов императорского дома Романовых, в частности, великой княгини Марии Владимировны. Другой участник ювелирной улицы – MOUSSON ATELIER, известное инновационными технологиями и методиками производства. OXANA APINA Jewelry покажет несколько объектов ювелирного дизайна в характерной для бренда концепции «роскошь на каждый день», а Московский ювелирный завод «RODIS» – уникальную коллекцию серебряных гномов, возрождающую лучшие традиции русского ювелирного искусства конца XIX – начала XX века.
Один из знаковых ювелирных участников Салона – Императорский дом «Русские самоцветы», созданный в 1912 году как общество крупнейших ювелирных компаний того времени, в том числе, мастерских Карла Фаберже.
ТОП-ЛОТЫ 48-го РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА
Шедевры Карла Брюллова: римская мифология и образ Мадонны
Основой сюжета картины «Диана, Эндимион и сатир» Карла Брюллова (представляет галерея «Русские сезоны») послужил популярный в живописи миф о богине Диане и пленившем ее юноше Эндимионе. Интерпретацию этой истории в разное время представляли Аннибале Карраччи, Никола Пуссен, Джордж Фредерик Уоттс и другие художники. Сам Брюллов написал несколько вариантов картины. Тот вариант, который будет экспонироваться в Гостином дворе, в 1849 году приобрел зять Николая I и внук Наполеона Бонапарта герцог Максимилиан Лейхтенбергский.
Другая излюбленная тема Карла Брюллова – образ Мадонны. Художник, проживший в Италии с 1823 по 1835 годы, постоянно обращался к каноническому изображению Святой Девы – например, в работах «Итальянский полдень» или «Итальянское утро». Черты Мадонны угадываются и в его маленьком шедевре «Итальянка» (представляет Антикварный салон «Грибоедовский»): мягкий поворот головы, уложенные на прямой пробор гладкие волосы и устремленный вверх кроткий взгляд.
Архитектурные миражи Константина Горбатова
Картину «Троице-Сергиева лавра» (представляет Suslov Fine Art) Константин Горбатов написал до своего отъезда из России в 1922 году. Художник прожил четыре года в Италии, а затем осел в Берлине. Работы Горбатова долгое время пользовались большим успехом в Европе. Но в 1930-х годах, когда к власти в Германии пришли нацисты, он почти перестал продаваться – художник умер в бедности и забвении в 1945 году. В 2021 году одна из его картин перешагнула рубеж продаж в $ 1 млн на русских торгах Christie’s. Горбатова часто называли реалистом, но он им не был. Его города и церковная архитектура, скорее, напоминают вырастающие на горизонте безупречные миражи: «живопись прекрасна именно когда передает жизнь такой, как она могла быть», – писал художник.
«Девки дворовые» Федора Федоровского создателя кремлевских звезд и мастерских Большого театра
Написанная в 1913 году Федором Федоровским картина, которая стала эскизом костюмов «Девки дворовые» (представляет Антикварный салон «На Патриарших») к опере «Хованщина», на выставках раньше не экспонировалась. Тогда, в 1913-м, Федоровский был самым молодым художником «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В дальнейшем он связал свою судьбу с Большим театром, где поставил как театральный художник больше 30 оперных спектаклей и создал художественные мастерские, где и сейчас производят все декорации и бутафорию.
От Бакста до Гончаровой: художники «Русских сезонов» Сергея Дягилева
Уникальная выставка «Русские сезоны» (представляет Inna Khegay Gallery) познакомит с работами ярчайших представителей знаменитого балетного проекта начала ХХ века. Смелые, ни на что не похожие костюмы и декорации русских художников стали в 1907-1914 годах настоящей сенсацией. Экспозиция объединит произведения Льва Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Среди экспонатов – триптих «Лес» Натальи Гончаровой – ее эскизы для декораций балета школы-студии Classical Ballet Studio Montreal (1952), эскиз женского костюма Льва Бакста к балету Рихарда Штрауса «Легенда об Иосифе» (1914) и эскиз декорации Михаила Ларионова (1910).
«Кусково. Парадный вестибюль» Станислава Жуковского: картина, спасшая усадьбу
Салон «На Патриарших» представит знаковую работу Станислава Жуковского «Кусково. Парадный вестибюль» (1917). Одним из объектов исследований известного пейзажиста стала усадьба Кусково. Написав там несколько интерьерных картин, художник выступил с предложением создать музей «Кусково». Отправной точкой инициативы стала его работа «Кусково. Парадный вестибюль» – это, по сути, и спасло усадьбу.
Благотворительный аукцион
Отдельной темой 48-го Российского Антикварного Салона станет благотворительный аукцион в помощь в восстановлении Донецкой и Луганской Народных Республиках. Организаторами аукциона выступают: компания «ЭКСПО-ПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ», галерея «Альтруист» и аукционный онлайн-портал Bidspirit. На торгах представят работы Сергея Милорадовича (1851–1943), русского исторического и жанрового живописца. Все произведения были переданы семьей художника и будут выставляться впервые.
В пресс-конференции по случаю открытия Салона, состоится торжественная церемония передачи в дар Донецкому республиканскому художественному музею картины «Ярмарка в Сорочинцах» (1880 – 1890) художника-пейзажиста Сергея Светославского. Произведения живописца находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Сочинском художественном музее имени Дмитрия Жилинского.